Милли Меджлис (парламент Азербайджана) сегодня в ходе пленарного заседания одобрил проект государственного бюджета на следующий год.
Согласно документу, доходы госбюджета на 2017 год ожидаются на уровне 16,255 млрд манатов (в том числе централизованные доходы - 15,634706 млрд манатов, местные доходы - 620,294 млн манатов), расходы - 16,9 млрд манатов (в том числе централизованные расходы - 16,211286 млрд манатов, местные расходы - 688,714 млн манатов).
Максимальный дефицит госбюджета в будущем году прогнозируется в размере 645 млн манатов (1,05% ВВП). Покрывать дефицит планируется за счет поступлений от приватизации, внутренних и внешних заимствований, зарубежных грантов и средств, которые останутся на едином казначейском счете госбюджета на 1 января, пишет Тренд.
Доходы госбюджета будут складываться за счет поступлений от Минналогов (7,51 млрд манатов), Государственного таможенного комитета (2,2 млрд манатов), Госкомитета по вопросам имущества (восемь миллионов манатов), платных услуг бюджетных организаций (353 млн манатов), трансферта Госнефтефонда Азербайджана (6,1 млрд манатов) и других источников.
Расходы госбюджета распределятся следующим образом: на оборону направлено 2,8 млрд манатов, на науку - 118,5 млн манатов, на образование - 1 733,4 млрд манатов, на здравоохранение - 745,4 млн манатов, на соцзащита и соцобеспечение - 2 053,1 млрд манатов.
Доходы сводного бюджета ожидаются на уровне 20,02 млрд манатов, расходы - 21,267 млрд манатов. Являющиеся составной частью сводного бюджета доходы Госфонда социальной защиты при Минтруда прогнозируются на уровне 3,4 млрд манатов, доходы Нахичеванской Автономной Республики - 348,4 млн манатов, Государственного нефтяного фонда - 8,3706 млрд манатов.
Дефицит сводного бюджета планируется на уровне 1,2465 млрд манатов.
Госбюджет на следующий год базируется на цене на нефть в $40 за баррель.
Официальный курс на 16 декабря составляет 1,7525 AZN/USD.
Как пояснила в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель главного редактора МИА "Тренд" по экономике Илаха Мамедли, госбюджет-2017 отличается от бюджета на 2016 год: за год существенно изменилась экономическая ситуация в Азербайджане, который перешел на новую модель развития экономики. "2016 год был объявлен годом глубоких экономических реформ, реализация которых шла на протяжении этого года. Однако основная часть их рассчитана на будущий год. Для подготовки к реформам было принято 12 дорожных карт, одна карта по перспективам развития экономики, и еще 11 карт - по различным направлениям развития экономики", - поведала она.
Эксперт обратила внимание, что, согласно проекту госбюджета на 2017 год, основное внимание в следующем году будет уделено макроэкономической стабильности экономики. "С учетом этого в будущем году у нас возобновится рост экономики. В этом году мы ожидаем снижение экономики, небольшую рецессию, но со следующего года мы прогнозируем рост уже на 1%", - сообщила Мамедли.
По ее словам, в следующем году в связи с падением цен на нефть и, соответственно, снижением нефтяных доходов Азербайджана, являющихся основным источником как бюджетных поступлений, будет проводиться бюджетная консолидация. "Это, во-первых, не позволит увеличить дефицит бюджета, поможет нам справиться с инфляцией, которая прогнозируется на следующий год на уровне 7,3%. во-вторых, бюджетная консолидация необходима для сохранения стратегических валютных резервов, потому что они являются очень важной финансовой подушкой безопасности для страны, которая позволяет сохранять международные рейтинги и, в условиях дефицита платежного баланса, это является для Азербайджана надежным источником финансирования. В-третьих, бюджетная консолидация поможет нам усилить нам финансовые поступления", - объяснила заместитель главного редактора МИА "Тренд".
"Это все необходимо для достижения основной цели, поставленной президентом Ильхамом Алиевым на следующий год, - для поддержания макроэкономической стабильности", - напомнила эксперт.
Тем не менее, отметила Мамедли, в любом случае остаются риски и угрозы, связанные с неопределенностью мировой экономики, с ценами на нефть и сокращением нефтяных доходов, то есть с изменениями во внешнеэкономической среде. Все они были учтены при формировании бюджета, но все равно влияют на его исполнение.
В этом году в Азербайджане, добавила она, появились новые источники доходов — благодаря реформам, которые ожидаются в налоговой системе. "В этом году в Азербайджане были приняты изменения в Налоговый кодекс. Ожидаются очень серьезные реформы, например, в сфере стимулирования безналичных расчетов. Появятся новые источники доходов, в том числе и те, которые ранее не были включены в налогооблагаемую базу. Речь идет, в частности, о налогообложении операций с оффшорными компаниями. Вводится ограничение до 30 тыс манатов в месяц наличных расчетов крупных предпринимателей, действующих в торговле и общепите. Будет облагаться налогом обналичивание средств с банковских счетов со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", - сообщила эксперт.
"Но учитывались и интересы населения, поэтому налоговые льготы тоже нашли отражение в Налоговом кодексе. С 2017 года реализация птичьего мяса и пшеничной продукции будет освобождена от НДС сроком на три года. Также до 2021 года, на пять лет, будут освобожден от налогов процентный доход по банковским вкладам населения и дивиденды по инвестиционным ценным бумагам. То есть, государство позаботилось и о благосостоянии населения в нынешних тяжелых условиях", - уточнила Мамедли.
Говоря о распределении бюджетных расходов, заместитель главного редактора МИА "Тренд" подчеркнула, что госбюджет, как и в предыдущие годы, с одной стороны, остается социально направленным, с другой — власти не забывают и о его инвестиционной направленности. "Будет продолжено, хотя, может быть, и в меньших объемах, финансирование инвестиционных проектов. Но на первом плане социальная защита. Социальные расходы в следующем году вырастут, будет проведена индексация, планируется увеличить критерии нуждаемости. Это, правда, в некоторой степени связано с индексацией тарифов по газу и по электроэнергии. Расходы на социальную защиту составляют более двух миллиардов манатов, это превысит ожидаемый показатель на 2016 год на 8,2%", - поведала она.
"Также в центре внимания усиление военной мощи. Расходы на обороноспособность увеличатся на 2,1%", - заключила Илаха Мамедли.