Необходимость работы ОПЕК в последнее время становится все менее очевидной: организация практически не занимается регулированием собственной добычи. Такое мнение выражается в исследовании российского центра Vygon Consulting, опубликованном незадолго до запланированной на 17 апреля в Дохе встречи стран-производителей.
"Если ОПЕК не в состоянии решить внутренние проблемы и договориться о сокращении добычи, а прочие производители ей в этом помочь не могут, то необходимость сохранения картеля находится под большим вопросом. Быть может, в ближайшем будущем мы увидим нефтяной мир без ОПЕК?" - задаются вопросом эксперты.
Они напоминают, что до недавнего времени только квоты ОПЕК позволяли регулировать объем предложения. Но в конце 2014 года организация перестала вмешиваться в процессы, происходящие на рынке, и не стала уменьшать добычу, а по итогам 2015 года даже ее нарастила, хотя изначально главной задачей ОПЕК была координация нефтяной политики ее членов для сохранения справедливых цен. В конце 2011 года ОПЕК начала регулировать суммарную добычу, определенную на уровне 30 млн баррелей в сутки и остающуюся на данный момент неизменной.
Но, указывают в Vygon Consulting, при резком падении нефтяных цен осенью 2014 года ОПЕК отказалась от роли регулятора. В условиях переизбытка нефти она не только не уменьшила, но увеличила добычу жидких углеводородов за год почти на 1 млн баррелей в сутки. В итоге добыча картеля в прошлом году превышала установленный уровень на 1,6 млн баррелей в сутки, однако на трех официальных встречах ОПЕК - в ноябре 2014 года, июне и декабре 2015 года - не была достигнута договоренность о сокращении ее объемов. "До сих пор официального отказа от механизма квотирования не произошло, ведь это означало бы прекращение функционирования ОПЕК как картеля", - цитирует экспертов ТАСС.
Из всех членов организации только Саудовская Аравия способна оказать положительное влияние на балансировку рынка: она обладает около 67% свободных мощностей ОПЕК. Однако Эр-Рияд перестал придерживаться собственной стратегии балансирующего поставщика, нацелившись на рост рыночной доли, указывается в исследовании.
По мнению экспертов, если члены организации решатся устроить еще одно совещание в конце апреля - начале мая, имело бы смысл увеличение суммарного потолка добычи, установленного в 2011 году. Новый потолок должен быть определен - с учетом возвращения Индонезии в картель, а также роста мирового спроса на нефть - в 32,3-32,5 млн баррелей в сутки.
"Но такое решение организации о пересмотре суммарной квоты, по сути равнозначное "заморозке" добычи картеля, которое могло бы привести к сокращению избытка нефти на рынке в 2016 году до 0,55 млн баррелей/сутки, произведет эффект разорвавшейся бомбы: СМИ будут пестреть заголовками, что ОПЕК решила уничтожить рынок, увеличив квоты, а цена спекулятивно провалится. И это будет платой за бездействие предыдущих лет - картелю нельзя было устраняться если не от жесткого регулирования объемов своей добычи, то хотя бы от ее адекватного подстраивания под изменяющиеся условия. Либо же это осознанный выбор, и тогда, быть может, в ближайшее время мы увидим нефтяной мир без ОПЕК", - заключают эксперты.
Аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" согласился с основными положениями доклада Vygon Consulting. "Говорить сейчас о будущем ОПЕК сложно, многие считают, что ОПЕК – это уже организация из прошлого. Эпоха, когда ОПЕК регулировала цены на нефть напрямую, уже завершилась", - отметил он.
Эксперт напомнил, что картель всегда был неоднороден по составу, так что в нем часто возникали серьезные противоречия. "В ОПЕК входили и совсем небольшие производители нефти, вроде Габона, и гиганты типа Саудовской Аравии и Ирана. Их всех объединяло стремление регулировать цены на рынке, зарабатывать в стабильных, высоких ценах", - уточнил аналитик Сбербанк CIB.
"Но реально в ОПЕК все решали договоренности крупнейших производителей, то есть, буквально 3-4 стран. Со временем стало очевидно, что главное слово в организации имеет Саудовская Аравия. Ведь в Венесуэле добыча упала с прихода Уго Чавеса, то есть, с последнего пика 1990-х годов она сократилась на 25%. Ирак подвергся военному вторжению, Иран - санкциям. Ливия оказалась разрушенной. Так что проблем в странах ОПЕК, политических и прочих, накопилось много. Стабильно развивалась из крупных экспортеров и производителей только Саудовская Аравия, и она продолжает развиваться. Де-факто именно Эр-Рияд давно выполняет роль лидера организации, а остальные члены имеют, скорее, совещательный голос. Так было до недавнего возвращения Ирана и Ирака. В результате Саудовская Аравия была производителем нефти, замыкающим мировой нефтяной баланс: она могла снизить добычу на 100, 200 млн т, она снижалась до 300 млн т примерно. Тем самым излишек нефти очень быстро убирался с рынка, и цены поддерживались на нужном уровне", - рассказал Нестеров.
Расстановка сил на мировом рынке изменилась после сланцевой революции, когда Саудовская Аравия перестала выполнять де-факто функцию замыкающего поставщика, которая должна быть у производителя самой дорогой нефти. "Таковыми были и считались производители сланцевой нефти. Производство сланцевой нефти выросло многократно с 2009 года, когда началась сланцевая революция. Добыча в США выросла с более чем 300 млн т до 480 млн т в пересчете на годовой уровень на апрель прошлого года. Сейчас она упала до 450 млн т в расчете на годовой уровень", - пояснил он.
Когда же США начали экспортировать нефть, Саудовская Аравия, почувствовав исходившую от конкурентов угрозу для своих рынков из-за перепроизводства, стала отдавать приоритет сохранению места на рынке, независимо от низких цен. "Саудовская Аравия отказалась выполнять функцию замыкающего мировой баланс и не стала сокращать свою добычу, так что дальнейшие действия Эр-Рияда остаются под вопросом", - посетовал эксперт.
"Мы ожидаем, что Саудовская Аравия подпишет соглашение в Дохе. Но в то же время это страна, которая и сейчас располагает избыточными большими мощностями и будет продолжать их наращивать. Саудовская Аравия могла бы еще продолжить некоторое время, имея большие валютные запасы, которые позволили бы решить бюджетные вопросы, вести политику давления, политику низких цен, с тем, чтобы максимально сбить производство сланцевой нефти в США", - заявил Нестеров.
По словам аналитика Сбербанк CIB, отчасти Эр-Рияд достиг своей цели, однако в целом Саудовская Аравия преследует свои собственные интересы, а не интересы ОПЕК. "Едва ли они ориентируются на позиции других партнеров - Венесуэлы, Нигерии, Алжира, которые заинтересованы в том, чтобы иметь высокие цены на нефть. Поэтому ОПЕК уже как организация перестала быть эффективной, и я не думаю, что от нее ожидаются какие-либо прорывные решения, которые могут привести цены назад к уровню в $100 и выше, - потому что это невозможно. Даже если ОПЕК или та же Саудовская Аравия сократит добычу, довольно быстро произойдет отскок, восстановится добыча в США и в Канаде", - указал он.
Эксперт подчеркнул, что главная задача сейчас - обеспечить не высокую, а стабильную цену. "Необходимо плавное увеличение до умеренного уровня, без взлетов и падений. Волатильность - вот главная опасность для мирового рынка, это все понимают", - полагает Нестеров.
"Все также осознают, что цена нефти не может быть низкой долгое время: некоторое количество дорогой нефти должно производиться из соображений энергетической безопасности. Как бы ни дешева была нефть на Ближнем Востоке, опираться на нее нельзя, потому что это опасно. Нужно иметь и другие источники, то есть покупать дорогую венесуэльскую нефть, российскую нефть, нефть шельфа и так далее", - обратил внимание аналитик Сбербанк CIB.
При этом едва ли можно говорить о возможности распада ОПЕК как организации. Скорее, прогнозирует эксперт, картель потеряет влияние на ситуацию на мировом нефтяном рынке. "Это может произойти как в силу внутренних противоречий, так и из-за того, что сейчас ОПЕК - это организация одной страны: все избыточные мощности и все перспективы - это, прежде всего, Саудовская Аравия. Ее доминирование делает всю эту организацию", - пояснил Валерий Нестеров.
За последнее время, поведал он, изменения на нефтяном рынке произошли не столько в объемах, сколько в географии торговых потоков. "США сильно сократили закупки импортной нефти и стали больше закупать у Латинской Америки, соседних стран и меньше - на Ближнем Востоке или в Африке, так как из-за сланцевой революции спрос на импортную нефть в Америке упал. Высвободившаяся нефть перенаправилась, прежде всего, в Азию, Китай и так далее. Но у Китая тоже возникли проблемы с ростом спроса, поэтому широко стали использоваться ценовые дисконты", - сообщил эксперт.
Для некоторых же стран, прежде всего, Ирана и Ирака, актуален вопрос о расширении своей доли на рынке. Россия также рассчитывает на увеличение экспорта, причем, по мнению аналитика Сбербанк CIB, не стоит опасаться, что нефть Ирана, Ирака и Саудовской Аравии вытеснит российскую. "Мы конкурентоспособны, у нас налажена инфраструктура, заключены договоры с партнерам. А поставки ближневосточной нефти сложно увеличить - особенно в Восточную и Северную Европу", - заключил Валерий Нестеров.