ОПЕК повысила прогноз по спросу на нефть в мире в текущем 2018 году на 0,09 млн баррелей в сутки по сравнению с январским прогнозом – до 98,6 млн баррелей в сутки. Соответствующая информация представлена в февральском докладе организации.
Ожидается, что рост спроса по итогам этого года составит 1,59 млн баррелей в сутки (в январском докладе ожидался рост в 1,53 млн баррелей в сутки). В то же время организация повысила также оценку роста спроса на нефть в 2017 – с 1,57 млн баррелей в сутки, до 1,6 млн баррелей в сутки. Таким образом, нефтяной спрос в мире в прошлом году был выше, чем указывалось в январском прогнозе, – 97,01 млн баррелей в сутки (вместо 96,99 млн баррелей в сутки).
"Повышение прогноза (на 2018 года – прим. ред.) главным образом соответствует более позитивным прогнозам по развитию экономик стран ОЭСР Северной и Южной Америки, Европы и Азии", - цитирует доклад РИА Новости.
Доцент ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что увеличение спроса на нефть связано с общемировым ускорением темпа экономического роста. "Прежде всего, надо вспомнить о китайской экономике, которая увеличила темпы роста. Нужно иметь в виду, что экономика ЕС традиционно увеличивает из года в год свой спрос. И в этом году ожидается, что темпы роста в некоторых европейских странах тоже превысят плановые. В виду этого традиционно повысится спрос на энергоносители. В частности, на нефть. Что позволит отчасти скомпенсировать, при условии того, что ОПЕК сохранит квоты на этот год, факт увеличения добычи в США", - пояснил аналитик.
При этом он отметил, что на сегодняшний день очень трудно точно посчитать, насколько именно темпы роста спроса будут компенсировать растущее предложение.
"Это сложно посчитать в виду того, что Америка продолжает успешно наращивать добычу. И сейчас строятся разные прогнозы того, насколько именно США нарастят объемы нефтедобычи по итогам года. Есть оптимистичные прогнозы, есть пессимистичные. Но, как минимум, отчасти скомпенсирует", - полагает эксперт.
Капитонов добавил, что нынешнее ожидание роста спроса во многом носит информационный характер. "Американцы на 3 млн баррелей в сутки нарастили. Ранее Ирак тоже прибавил серьезно, больше чем на 2 млн. Такой толчок носит информационный характер. Он подталкивает просто цены на нефть вверх. Называть его принципиально важным для рынка, наверное, нельзя. Но он приятен для рынка и способствует повышению цены именно за счет финансовых факторов", - заключил эксперт.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков также заявил, что изменение прогноза ОПЕК носит информационный характер. "Цель его – заставить трейдеров покупать фьючерсы, а не продавать. Мы видим, что сейчас происходит довольно стремительное падение цены на фьючерс. Было более $70 за баррель, потом цена понизилась до $65-64. Сейчас она по-прежнему продолжает снижение. Соответственно, как-то надо это остановить. И ОПЕК понимает, что надо использовать так называемую словесную интервенцию. Необходим какой-то позитивный сигнал дать рынку, чтобы трейдеры начали покупку фьючерсов. Это и есть тот самый позитивный сигнал. Спрос возрастет довольно сильно, а значит, будет, наконец, дефицит нефти на рынке, цена повысится. Я думаю, что основной смысл ОПЕК именно в том, чтобы дать позитивный сигнал рынку, чтобы выросли цены. Насколько и за счет чего они могут возрасти в реальности, здесь не столь важно", - полагает эксперт.
При этом он отметил, что точно ответить на вопрос, насколько именно темпы роста спроса на 1,6 млн баррелей в сутки будут компенсировать рост предложения, сегодня ответить невозможно. "Думаю, вряд ли кто-то на это может сейчас ответить точно. Непонятна экономика сланцевых проектов Америки. В 2016-2017 гг они не росли теми темпами, которые предсказывались изначально. Все говорили, что сейчас американцы зальют весь мир нефтью. Сейчас мы не видим этого из-за того, что погода плохая в Америке и Европе, и там идет повышенное потребление всех энергоресурсов, и газа, и нефти. Но в целом я думаю, американские сланцевые проекты, как и раньше, не будут восстанавливать добычу ускоренными темпами. Они видят, насколько нестабилен рынок", - подчеркнул аналитик.
Юшков также отметил, что восстановление добычи сланца во многом зависит от внешнего финансирования, при нестабильных ценах эти проекты становятся крайне рискованными и невыгодными. "Они берут в банках кредиты, на эти кредиты начинают добывать сланцевую нефть, сланцевый газ. А когда у вас в течение буквально нескольких дней цена падает с $72 до $62 за баррель, банки считают такие вложения рискованными, поэтому дают деньги под высокий процент. А под такой высокий процент компании не готовы брать кредиты. Поэтому здесь возникает проблема, что все боятся наращивать объемы добычи, потому что это сопряжено с риском обанкротиться как для банков, так и для компаний. Опыт 2017 года показал, что добыча в США растет, но не такими темпами, как прогнозировалось", - заключил Игорь Юшков.