Доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в российской экономике в 2017 году составляет 21,9% - такие данные впервые опубликовал на своем сайте Росстат.
Ранее Росстат совместно с Минэкономразвития проводили свой анализ доли МСП в валовой добавленной стоимости, однако не публиковали его результаты. Согласно этим данным, вклад малого и среднего бизнеса в экономику в 2014 году составлял 19%, в 2015-м - 19,9%, в 2016-м - 21,6%, и властям предстоит увеличить его в полтора-два раза, чтобы экономика ощутила этот вклад, - передает РБК.
Для сравнения, доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60%. Так, в Великобритании этот показатель составляет 51%, в Германии - 53%, в Финляндии - 60%, в Нидерландах - 63%, - сообщает Институт экономики роста.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков, 21,9% - это небольшой показатель гражданской бизнес-активности. "Если хотя бы четверть ВВП производилась в малом секторе, это повысило бы общий объем российской экономики, как и заинтересованность граждан в ее развитии. Все-таки 21% – это мало, хотя оценка тут и субъективная, тем не менее, малый бизнес позволяет повысить экономическую активность граждан. Чем больше малого и среднего бизнеса в стране, тем активнее она развивается. Поэтому неудивительно, что в США доля малого и среднего бизнеса составляет 37-40%, в ЕС 65-68%, в Швейцарии – 64-68%, в Китае 58-60%. По этим данным видно, что у России структура не очень хорошая по сравнению с другими странами, и нам этот сектор еще развивать и развивать", - сказал он.
По оценке эксперта, прежде всего сдерживает рост малого и среднего бизнеса слабое институциональное развитие. "Институты, которые должны сопровождать бизнес, не способствуют этому. Дело, в прочем, не только в институциональной оболочке, но и в том, что отношение в обществе к бизнесу как собственному способу зарабатывать на жизнь и вообще образу жизни остается по большей части негативным. Помимо чисто коррупционных составляющих еще есть и представление, что бизнесмен – это нечто не очень хорошее, и тут требуется перелом в сознании граждан, которого пока что не произошло", - пояснил Юрий Юденков.
Советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов обратил внимание на тенденцию удержания государственными и квазигосударственными (формально коммерческими, но с решающим участием государства в капитале или напрямую обслуживающими госпредприятия) структурами крайне высокой доли в экономике. "Для регионов характерная картина, когда формально коммерческие фирмы обслуживают так или иначе местные власти, и получается, что вроде бы фирма коммерческая, но все понимают, что оперирует она не на открытом рынке. Доля крупного бизнеса в России в результате сейчас близка к доле государства в экономике СССР, где были негосударственные формы собственности. Это говорит о том, что, к сожалению, малый и средний бизнес большого развития в нашей стране пока не получил", - указал он.
Причин, сдерживающих рост малого и среднего бизнеса, множество. "Отчасти проблему создает высокая налоговая нагрузка, отчасти сдерживает рост малого и среднего бизнеса высокое регулирование со стороны государства, отчасти сказывается недостаточная платежеспособность населения. То есть дело здесь и сейчас не только в том, что бизнес трудно вести с точки зрения госконтроля, но и в том, что граждане банально не обладают средствами, которые они могли бы потратить на услуги малого и среднего бизнеса", - заключил Сергей Хестанов.
Напомним, доля малого и среднего бизнеса рассчитывается как отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости, созданной средними и малыми предприятиями (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателями, к валовой добавленной стоимости в основных ценах всех хозяйственных субъектов – такая методика была утверждена Росстатом в конце декабря.