Глава израильского МИДа Авигдор Либерман дал пространное интервью турецкой газете "Хурийет". Это первое интервью члена израильского правительства турецким СМИ со времени инцидента с "Мави-Мармара". В тоже время интервью не содержит ничего нового и отнюдь не является предвестником возможного поворота в израильско-турецких отношениях.
Либерман принял турецких журналистов в своей иерусалимской резиденции, и еще до начала интервью подчеркнул, что, как и большинство израильтян, испытывает самые теплые чувства к Турции и турецкому народу, и чувства эти не зависят от политической конъюнктуры. Вслед за этим министр иностранных дел Израиля добавил, что не может жить без "турецкого кофе". "Мы одна из немногих стран в мире, где настоящий, крепкий кофе называют именно "турецким кофе" и никак иначе, а если учесть, что речь идет о любимом напитке израильтян, то в этом тоже сказывается наше отношение к Турции", - сказал Либерман.
В ходе интервью Либерман отверг предположение турецких журналистов, что ухудшение израильско-турецких отношений связано с приходом к власти нынешнего правительства Израиля во главе с Биньямином Нетаньяху. Это ухудшение, ответил Либерман, началось еще при предыдущем премьере Эхуде Ольмерте и напомнил, как на конференции в Давосе турецкий премьер демонстративно оскорбил президента Израиля Шимона Переса, а затем покинул зал.
Далее Либерман признал, что вплоть до недавнего времени предпринимались интенсивные тайные контакты с Турцией в надежде наладить отношения, но все эти попытки провалились. Более того, Либерман, по его словам, готов был тайно встретиться со своим турецким коллегой Давутоглу, но встреча эта так и не состоялась.
В то же время, отвечая на вопрос, готов ли Израиль извиниться за инцидент с "Мави-Мармара", Либерман в очередной раз заявил, что, во-первых, Израилю не в чем извиняться, а во-вторых, извинения не привели бы к примирению, так как после них Турция стала бы выдвигать новые требования к Иерусалиму, одно невыполнимее другого. Вместе с тем Либерман признал, что на "Мави-Мармара" произошла, как он сказал, "авария", связанная с тем, что израильские солдаты оказались совершенно не готовы к тому, что находящиеся на судне исламисты окажут им не пассивное, а вооруженное сопротивление.
На вопрос о том, когда, с его точки зрения, отношения между двумя странами смогут вернуться в прежнее русло, глава израильского МИДа сказал, что у него нет ответа на этот вопрос. "Это может занять годы, а может случиться и очень быстро. Крайне важно, чтобы в любом случае между нашими странами сохранялись дипотношения и осуществлялись дипломатические контакты", - заявил Либерман. Затем он добавил, что такая нормализация станет возможной лишь после того, как Эрдоган перестанет строить себе имидж лидера исламского мира за счёт Израиля.
Разумеется, в ходе интервью прозвучали вопросы, связанные с позицией Израиля по отношению к происходящему в Сирии. Либерман признал, что Израиль в какой-то момент предложил сирийским повстанцам гуманитарную помощь, но те отказались, после чего еврейское государство постаралось как можно дальше дистанцироваться от событий в Сирии (в то же время израильские друзы и арабы вместе с еврейскими правозащитниками организовали несколько автоколонн с продуктами и медикаментами для своих сирийских соплеменников, и пограничники с обеих сторон сделали вид, что "не заметили" этого нарушения границы прим. П.Л.).
Петр Люкимсон, Израиль. Специально для ИАА "Вестник Кавказа"
Либерман принципов не меняет
16755 просмотров