Общие интересы добрососедства для прикаспийских государств сегодня важнее, чем различия в экономических интересах, подчеркнул заместитель председателя Редакционного совета "Вестника Кавказа", гендиректор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев в ходе видеомоста Москва-Баку-Астана. Эксперт добавил, что геополитические цели "каспийской пятерки" очень близки в настоящее время.
"Решение отдельных проблем Каспия, вероятно, будет иметь синергетический эффект и поможет решить более сложные вопросы. Поиск гибкого компромисса и общих интересов всегда был и будет более действенен, чем поиск различий. Да, у нас разные экономические интересы, но нельзя делать упор только на это: интересы добрососедства важнее, чем гонка за ценами и рынками продаж. У того же Ирана конъюнктурно-экономический интерес совпадает с другими странами прикаспийского региона, и он с удовольствием продавал бы свою продукцию на Запад, если бы ему позволили. Да, у нас есть конкуренция, но нельзя ставить геополитические интересы на один уровень с конкуренцией. Если страны Запада, объединившись, могут навязывать свою политику другим, то и мы, объединившись, сможем этому противостоять", - заявил Михеев.
Сходную точку зрения выразил эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин. "То, что мы искусственно конкурируем за рынки Европы, помогает Евросоюзу нас искусственно разделять. Скажем, ЕС сейчас формирует единую тарифную сетку, что может коснуться и интересов Азербайджана, так как ему как потенциальному поставщику энергоносителей в Европу придется следовать условиям Евросоюза. В настоящее время Азербайджан реализует масштабные проекты, и его интересы затрагивает то, что одновременно происходит в Европе, например, в Польше. Как известно, к тем срокам, когда на полную мощность выйдут поставки с "Шахдениза", в Польше закончится реализация проекта по производству и экспорту сжиженного природного газа – этого нельзя не учитывать. Да, у "прикаспийской пятерки" есть противоречия в сфере разделения Каспия, но также есть и наработки с точки зрения сотрудничества в области экологии, безопасности и экономики – вокруг этого нам и нужно объединяться", - рассказал Притчин.
Руководитель Центра каспийских исследований Чингиз Исмаилов также говорил о важности общих интересов даже при наличии конкурентной борьбы в регионе. "Каждая страна видит в других на европейском пространстве конкурента, каждая стремится найти рынок для реализации своей продукции. Однако взаимные инвестиции призваны показать, что все страны хотят сотрудничества. Необходимо объединить наши страны в один узел и активно развивать инфраструктуру. При этом требуется по-настоящему вкладывать в это деньги, а не только говорить", - обратил внимание Исмаилов.
Заведующий кафедрой международного права и международных отношений Казахстанского гуманитарно-юридического университета Мирас Дауленов, в свою очередь, заметил, что без поиска общего языка "прикаспийской пятерке" не удастся ответить на ключевые вопросы Каспийского моря. "Сейчас мы начинаем продвигаться по определению правого статуса Каспия, и нам нужно активно решать побочные проблемы, благодаря чему мы постепенно выйдем на решение основной. Безусловно, не стоит думать, что форум в Астане сможет урегулировать все вопросы, однако необходимо искать общий знаменатель всем государствам Каспия. Не стоит перетягивать одеяло на себя какому-то одному государству", - предупредил Дауленов.
По завершении видеомоста Сергей Михеев, комментируя высказанную в студии "Вестника Кавказа" главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым инициативу о проведении в следующем году Международного каспийского форума, отметил, что каспийскому диалогу очень не хватает форматов для встреч и общения. "Скажем честно, пятисторонних форматов по прикаспийскому обсуждению очень мало, постоянно действующих нет вообще. Наверное, Махачкала могла бы стать таким постоянно действующим форматом, другое дело, что здесь Дагестан столкнется с теми же трудностями, с которыми сталкиваются все, кто занимается прикаспийской темой: собрать пять полных делегаций ото всех стран по любому вопросу достаточно сложно. Если это удастся господину Абдулатипову, это будет здорово", - сказал он.