Проблема возвращения российских детей, вывезенных родителями в зону боевых действий в Сирию и Ирак, становится все более острой, к ней подключаются власти, создаются различные структуры, которые помогают разрешить сложности, возникающие у родственников таких детей.
Как рассказала сегодня уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова, после публикации информации о нескольких конкретных случаях - в частности, о возвращении двухлетнего Билала Тагира, которого нашли буквально в руинах в Ираке, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров - к ней начали стекаться обращения с просьбами помочь вернуть увезенных родителями детей.
Часто возможность детям возвратиться на родину дает чистая случайность. Так, семилетняя жительница Дагестана Маликат узнала сестер Зайнуковых, трехлетнюю Фатиму и пятилетнюю Хадиджу, на видеозаписи из детского приюта в Ираке, которую опубликовал телеканал RT, а затем Рамзан Кадыров: девочка часто играла с ними во дворе еще до того, как их родители забрали их в Сирию.
Маликат рассказала о случившемся родителям, которые связались с дедом Хадиджи и Фатимы Анваром Зайнуковым, уже потерявшим всякую надежду увидеть внучек живыми и здоровыми.
Анвар Зайнуков сообщил журналистам, что его сын Руслан с женой и детьми уехал из Дагестана в мае 2015 года – якобы в Ингушетию. Через месяц он послал весточку домой из Турции, затем семья перебралась в Сирию, а потом и в Ирак. "Поначалу часто звонили, однажды даже в гости звали, потом звонить стали реже", - цитирует Анвара Зайнукова РИА Новости.
В последний раз Руслан связывался с отцом после начала боев в Мосуле.
Зайнуков выразил благодарность телеканалу RT и Рамзану Кадырову за помощь в возвращении детей. "Всех детей надо оттуда возвращать. Они же не виноваты. Я вот, как приедут внучки, обниму их и больше никуда отпускать от себя не буду. Я хочу слушать смех внучек", - поведал он.
Сейчас мужчина готовит документы, подтверждающие, что Хадиджа и Фатима действительно его внучки. Девочки также должны будут сдать тест ДНК, результаты которого нужны иракским чиновникам, чтобы по решению суда отправить их к родным в Россию.
Уполномоченный по правам ребенка в Дагестане Марина Ежова рассказала, что на данный момент поступило более 200 обращений о вывозе детей в зону боевых действий. "На сегодняшний день речь идет о 213 детях, но это число можно смело умножать если не на пять, то на два-три точно, потом что многие женщины ехали туда беременными", - уточнила омбудсмен.
Она добавила, что вернуть детей россиян, но родившихся не в России, еще сложнее, так как документов у них нет, а, согласно международному праву, дети, найденные на территории какой-либо страны, фактически получают ее гражданство. Их родители обычно сами не могут подтвердить свое гражданство. Также они избегают контакта с властями из страха обвинений в терроризме.
Министр труда и социальных дел Ирака Мохаммед Шиа Аль-Судани в свою очередь сообщил, что Ирак готов вернуть детей всем странам, если они смогут доказать, что дети являются их гражданами.
В начале августа Рамзан Кадыров рассказал, что в приютах Ирака живут около 300 детей - граждан России и стран СНГ, которых родители вывезли в зону боевых действий на Ближнем Востоке.