Прошедшие президентские выборы в Грузии остаются одним из самых обсуждаемых тем в южно-кавказском регионе. За ходом событий пристально следят и в соседних республиках. "Вестник Кавказа" решил узнать у известных экспертов Азербайджана и Армении о том, каковы будут отношения этих стран с новоиспечённым руководством Грузии.
Азербайджанский политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков считает, что при новом президенте во внешнеполитическом курсе Грузии не будет каких-либо значимых изменений. "Давайте, во-первых, скажем так, что после того, как выборы состоялись, президент Грузии, с точки зрения выработки её международной политики, перестаёт быть первостепенной фигурой. И я не думаю, что он будет накладывать какой-то персональный отпечаток на внешнюю политику", - сказал Мусабеков.
Он отметил, что у Азербайджана с нынешним правительством Грузии уже сформированы рабочие отношения, и это будет продолжаться впредь. "Я думаю, что в любом случае преемственность партнёрства Азербайджана и Грузии будет обеспечена и сохранена", - подчеркнул депутат.
Говоря о Маргвелашвили как политике, Мусабеков заявил, что его личные качества вполне сочетаются с состоянием института президентства в Грузии, где конституционные полномочия президента ограничены. "Не могу сказать, что как политик он пока ещё себя ярко проявил. О нём говорят как о порядочном, уравновешенном человеке. С учётом того, что конституционные полномочия президента Грузии существенно ограничены, и они сводятся к тому, что президент в лучшем случае должен выполнять роль некоего арбитра, то я думаю, что личностные качества Маргвелашвили в этом смысле с его ролью на нынешнем посту вполне совпадают", - выразил мнение Расим Мусабеков.
В свою очередь, по мнению армянского эксперта, директора Института Кавказа Александра Искандаряна, после президентских выборов в высшем политическом истеблишменте Грузии и в её зарубежной политике радикальных изменений не будет. "Я бы не сказал, что руководство Грузии после выборов стало "новым". Конечно, некоторые персоналии поменяются. Президентом страны теперь будет представитель правящей силы. Премьером тоже будет представитель правящей силы - я говорю "будет", потому что, судя по всему, Иванишвили покинет свой пост", - сказал Искандарян.
При этом он уверен, что каких-либо больших изменений в грузино-армянских отношениях не произойдёт. "Армяно-грузинские отношения будут развиваться примерно в том же русле, в котором они развивались, начиная с выборов, на которых Иванишвили был выбран премьер-министром", - сказал собеседник агентства.
При этом армянский эксперт не скрывает, что, несмотря на добрососедские отношения между двумя странами, есть определённые разногласия и проблемы, что во многом обусловлено разными внешнеполитическими векторами стран. "После 3 сентября стало понятно, что Грузия, скорее всего, будет подписывать ассоциативное соглашение с ЕС, а Армения его, скорее всего, подписывать не будет. Нахождение Грузии и Армении в несколько разных внешнеполитических направлениях - проблема довольно старая", - отметил Искандарян.
Он рассказал о наличии и других существенных проблем в двусторонних отношениях - это проблема армянского национального меньшинства в Грузии и представленность армянской церкви в Грузии, "которые беспокоят Армению". "Есть проблемы, но они решаются. Отношения между двумя странами неплохие. В общем, они достаточно благоприятны, я бы сказал", - добавил эксперт.
Касаясь личностных качеств Маргвелашвили как политика, он отметил, что у грузинского лидера нет собственной "политической легитимности". "Он является представителем той партии, которая представляет Иванишвили. Маргвелашвили избрали потому, что он был предложен этой партией. Он и сам это осознаёт и проговаривает даже. У него нет харизмы", - сказал Искандарян.
Эксперт заметил, что для того, чтобы Маргвелашвили долго находился у власти, ему, будучи президентом, необходимо обладать собственным "политическим багажом". "А с этим у него дела обстоят не очень хорошо. В условиях "слабой легитимности" политика при довольно "сильной легитимности" его политической силы - это проблема, которую надо решать. Если действительно, как обещает Иванишвили, он уйдёт с должности премьер-министра, то следующим премьером будет человек, у которого легитимность будет исходить от легитимности партии и легитимности лидера, каковым является Иванишвили. Это основная проблема этой политической силы вообще и, в частности, личности Маргвелашвили", - резюмировал Искандарян.