Две иранские компании заключили соглашение о строительстве магистрального газопровода для транспортировки газа с месторождения Южный Парс через Ирак и Турцию в Европу. Об этом сообщают СМИ.
"Две иранские компании подписали соглашение о строительстве трубопровода протяженностью 1,3 тыс км и стоимостью $2,3 млрд, который обеспечит экспорт газа из Ирана в Европу. Иранский магистральный газопровод IGAT-6 будет проложен от крупнейшего газового месторождения Южный Парс через соседний Ирак", - приводит сообщение иранского телеканала Press-TV ТАСС.
Контракт был подписан Иранской инженерной компанией по развитию газовой отрасли (IGEDC) и Компанией по развитию энергетики "Пасаргад". Строительство, эксплуатацию и транспортировку газа на 25% будет оплачивать заказчик проекта (IGEDC), прочие инвестиции предоставит государственный Национальный фонд развития Ирана. Вложения будут в дальнейшем окупаться за счет экспорта газа в Ирак, Иракский Курдистан и Турцию.
До границы с Ираком протяженность трубопровода составит 590 км. Его строительство, равно как и создание пяти компрессорных станций на его маршруте, займет два года.
Старший аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" подчеркнул, что, хотя иранский газ и сможет составить конкуренцию российскому на европейском рынке, однако произойдет это не ранее 2025-2030 годов. "Иранский газ - это известная угроза российскому экспорту, и обсуждается она не первый день, однако аналитики обычно рассматривают ее как нечто долгосрочное, ведь строительство трубопроводов - затратное и трудное дело. В данном случае рельеф местности довольно сложный и в Иране, и в Турции, а расстояние большое. Самое главное - Иран и Турция редко сходятся по политическим вопросам. Замечу, что для "Газпрома" иранский газ - безусловный конкурент в первую очередь на рынке Турции, где он может оказаться дешевле российского из-за более низких транспортных расходов", - указал эксперт.
По его оценке, заявленный газопровод сможет поставлять около 15-20 млрд кубометров газа в год. "Я думаю, это максимум, который может поставлять Иран, причем достичь его удастся только к 2025-2030 годам, а на первом этапе мощность будет около 10 млрд кубометров. Затем, возможно, проложат вторую нитку или добавят мощности компрессорных станций", - ожидает Алексей Кокин.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, в свою очередь, напомнил, что у Ирана есть проблемы с газотранспортной инфраструктурой. "Газопровод из Ирана в Турцию уже существует, по нему прокачивается порядка 6 млрд кубометров в год. При этом внутренняя иранская газопроводная сеть плохо развита, так что, экспортируя 6 млрд кубометров в Турцию, Иран 9 млрд кубометров закупает у Туркменистана. Конечно, Россию давно пугали, что Иран станет альтернативным поставщиком газа в Европу, возможно, санкции с него для этого и были сняты, но к Тегерану тут много вопросов", - сказал он.
"Иран не смог стать конкурентом России на европейском рынке в досанкционный период, так как после исламской революции 1979 года нефтегазовая отрасль республики была национализирована, и иностранные компании все эти годы не спешили туда возвращаться. В этом плане ничего не изменилось. Компании по-прежнему не торопятся вкладывать большие деньги в Иран, так как новых гарантий сохранности инвестиций не появилось. Вторая проблема прокладки газопровода в Европу состоит в том, что для разработки месторождения Южный Парс необходимы колоссальные средства, чтобы оно давало приличное количество газа, скажем 30 млрд кубометров в год одних только поставок в Европу. Эту мощность нужно еще проложить от побережья Персидского залива через всю территорию Ирана, а дальше будет стык с иракскими и турецкими территориями, где высока военная напряженность. Неясно, кто будет контролировать строительство и безопасность газопровода на территории Ирака", - перечислил ряд проблем Игорь Юшков, добавив, что заявленная стоимость в $2,3 млрд слишком мала для такого проекта.
В связи со всеми этими соображениями, по его оценке, речь пока идет больше о медийном, нежели о реальном проекте. "Реальных очертаний проекта еще не видно. Замечу, что Ирану наиболее выгодно за короткий период наладить поставки газа в Пакистан, ведь с иранской стороны газопровод до границы с Пакистаном уже построен. Второе прибыльное направление - это не Европа, а экспорт сжиженного природного газа. Я думаю, Иран будет пытаться либо договориться с Total и Shell о строительстве завода по сжижению газа, либо вести переговоры с Бахрейном, чтобы на его территории сжижать газ и затем отправлять на мировые рынки. Так он сможет продавать газ значительно большему числу государств", - обратил внимание ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
"Американцы и европейцы будут всячески поддерживать идею строительства газопровода из Ирана в Европу на политическом уровне. Когда же дело дойдет до денег, то европейские компании, выбирая в качестве поставщика между Россией и Ираном, на 99% сделают выбор в пользу России, ведь у нас намного меньше рисков. Политически, конечно, европейцы за, скажут "да-да, стройте, чем больше поставщиков газа, тем лучше", но когда встанет вопрос о реальном строительстве, вряд ли найдутся компании, готовые вложить в это средства", - уверен Игорь Юшков.