Накануне министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что стране может оказаться предпочтительнее закупать газ у Ирака, нежели у России, Азербайджана и Ирана. Такую позицию он объяснил тем, что импорт этого вида ресурсов из юго-восточного соседа обходится Анкаре дешевле. О возможных последствиях и вероятных причинах этого заявления "Вестнику Кавказу" рассказал доцент факультета международных отношений Университета экономики и технологий ТОББ (Анкара) Тогрул Исмаил.
По мнению эксперта, слова Йылдыза - не столько "месседж" Азербайджану, России и Ирану, сколько попытка заинтересовать в турецком рынке Ирак. "В последнее время отношения между Багдадом и Анкарой немного обострились из-за поставок нефти из иракского Курдистана. Если говорить об азербайджанском газе, то прекращение поставок невозможно, потому что есть контракты, есть проект TANAP. Азербайджанский газ по цене гораздо дешевле иранского и российского", - подчеркнул эксперт.
"Даже если Турция возьмет иракский газ, это обеспечит только 1/5 часть турецких потребностей. Напомню, что сегодня мы получаем природный газ из пяти стран, а нефть из 12 стран. Конечно, здесь есть главное, на чем мы настаиваем, - это альтернативность, диверсификация поставок энергоносителей, чтобы страна не была зависима от одной какой-то страны в поставках энергоносителей. Это естественное желание, естественное явление", - отметил Тогрул Исмаил.
Таким образом, заявление Йылдыза - это не намек Ирану и России о необходимости снижении цен, а непосредственно политика в отношении центральных властей Ирака, что в немалой степени связано с серьезностью стремлений Анкары к сотрудничеству с иракским Курдистаном. "Это очень тонкий вопрос. Раньше Турция очень аккуратно относилась к вопросу северного Ирака, не признавала его как Курдистан. В последние годы при главе МИД Ахмете Давутоглу политика немного изменилась, и Турция начала непосредственно контактировать с северо-иракской автономией, даже называла их Курдистаном", - напомнил эксперт.
"Дело в том, что сегодня Турция заинтересована в покупке дешевой нефти и газа, в которых страна нуждается. Но центральные власти Ирака, то есть Багдад, особенно аль-Малики, не позволит, чтобы без его ведома были какие-то проекты - это только обострит взаимоотношения", - подчеркнул он.
"Как известно, аль-Малики потребовал, чтобы были приостановлены поставки нефти из Курдистана, с которыми Турция, я считаю, немного поторопилась. Но с другой стороны, сам Ирак нуждается в территории Турции, чтобы его энергоресурсы могли попасть в Европу, потому сам нефтепровод по-прежнему существует. В итоге у обеих стран существует взаимная заинтересованность в энергетическом сотрудничестве. Поскольку это так важно для Турции, Танер Йылдыз и пытается сейчас найти взаимопонимание с иракскими властями", - резюмировал Тогрул Исмаил.