В пятницу министр нефти Ирака Абдель Карим аль-Луэйби заявил, что Багдад намерен ответить санкциями на экспорт Курдской автономией нефти в Европу через Турцию. По мнению эксперта "Вестника Кавказа" Алексея Ляльченко, подобный шаг центрального правительства страны не является чем-то неожиданным, однако сомнительно, что он возымеет действие и приведет к прекращению этих поставок.
Недовольство Багдада обусловлено его непростыми отношениями с автономией. "Дело в том, что иракские курды, как и другие представители этого народа, мечтают о создании собственного национального государства, чему по понятным причинам противится центральное правительство страны. Подобные противоречия порой приводили к трагическим событиям, особенно во времена Саддама Хусейна, когда, как известно, их движение за независимость жестоко подавлялось, иногда даже с помощью применения химического оружия. Поэтому неудивительно, что в 2003 году курды приняли активное участие в свержении иракского диктатора, благодаря чему добились создания автономии на севере страны, пользующейся настолько большой самостоятельностью, что многие рассматривают Иракский Курдистан как практически самостоятельное государство", - напомнил эксперт "Вестника Кавказа".
"В этой связи начало поставок нефти в Европу может восприниматься как заявка Эрбиля на то, чтобы стать полноправным игроком на рынке энергоресурсов. Естественно, в Багдаде, и без того недовольном курдским сепаратизмом, не в восторге от подобного укрепления позиций автономии", - отметил он, добавив, что, "помимо этого, центральное правительство вряд ли обрадуется тому факту, что нефтедоллары, минуя его, потекут непосредственно в бюджет Курдистана".
Что касается эффекта от возможных санкций, то он вряд ли будет заметным. "Если говорить о курдах, то им пригрозили ограничением "финансирования автономии на сумму, равную потерям государственного бюджета от экспорта 400 тыс баррелей нефти в Турцию в обход Национальной нефтяной компании Ирака". Иными словами, от экспорта нефти в Европу они получат столько же, сколько из-за него же недополучат от Багдада", - считает Алексей Ляльченко.
Турецкая сторона тоже практически не пострадает, а скорее даже наоборот останется в выигрыше. "Как известно, Анкаре тоже приходится сталкиваться с курдской проблемой. В этой связи, оказывая такую поддержку экономике Иракского Курдистана, Турция делает жест доброй воли и проявляет готовность к сотрудничеству. В долгосрочной перспективе это может стать одним из шагов на пути к нормализации отношений между турецким государством и проживающими на его территории курдами. Так что в данном случае игра стоит свеч", - сказал он.
"Кроме того, учитывая предсказуемость таких действий Багдада, турецкие компании уже, возможно, продумали все необходимые меры, которые позволят им свести к минимуму возможный ущерб от санкций", - добавил эксперт.
"Так что подобный шаг иракского руководства можно рассматривать как попытку сделать хорошую мину при плохой игре", - резюмирует Алексей Ляльченко.