Крупнейшие европейские банки - BNP Paribas, Credit Suisse Group AG, Deutsche Bank AG, HSBC, UBS Group AG - отказались от размещения российских гособлигаций, об этом сообщает WSJ со ссылкой на информированные источники.
Сообщается, что банки приняли такое решение с оглядкой на рекомендации Брюсселя. Напомним, что европейские власти не вводили запрет на размещение гособлигаций РФ, однако Брюссель выразил свое беспокойство тем, что вырученные средства могут оказаться у российских госкомпаний, которые включены в санкционный список.
Кроме того, банки Европы опасаются, что власти США смогут наложить на них в случае нарушения санкционных правил многомиллиардные штрафы, что уже случалось с BNP Paribas SA и HSBC Holdings PLC, передает РБК. Стоит отметить, что ранее власти США также рекомендовали американским банкам отказаться от размещения российских ценных бумаг.
Доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС Василий Якимкин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" выразил мнение, что подобное решение европейских банков создает России "большие препоны". "Это как удар ниже пояса. Американцы буквально занимаются тем, что шантажируют финансовые институты и кредитные организации - не только свои, но и по всему миру - с целью недопущения кредитования России и российских кредитных организаций. Это, конечно, ни в какие рамки не лезет. Это нарушение любых принципов, которые существуют в мире, всех договоренностей", - сказал он.
"Я думаю, там можно покопаться, найти нарушения и обратиться в ВТО. Но тут второй вопрос – а судьи кто? К кому обращаться, чтобы в судебном порядке это все разрешить, чтобы этот вопрос рассматривали не американцы? Поэтому, соответственно, я думаю, тут России остается одно – искать и больше обращать внимания на Азию. Хотя понятно, что там тоже влияние Америки очень сильно", - считает эксперт.
В сложившейся ситуации, по мнению Якимкина, у России есть несколько выходов. "В первую очередь, конечно, евробонды ни в коем случае не должны быть номинированы в долларах, потому что при номинации в долларах, где бы ни осуществлялось размещение, сделки проходят через систему SWIFT, через американские банки, и американская система слежения все это заметит. Иначе даже те азиатские банки, которым было бы интересно поучаствовать в размещении российских бондов, поостерегутся делать это. Поэтому надо номинировать в гонконгских долларах, в юанях, в йенах, в азиатских валютах. Довольно много стран, которые более-менее лояльно к нам относятся. В южнокорейских вонах тоже неплохо. Я думаю, тогда мы пробьем этот мощнейший заслон, который пытаются американцы выстроить и частично уже выстроили против России. В конце концов, можно обращаться по размещению бондов и к российским кредитным организациям, у нас тоже есть сильные организации – это и Сбербанк, и ВТБ, и Альфа-Банк, и они тоже могут поучаствовать в размещении. Сумма-то там в общем-то небольшая, поэтому я думаю, тут проблем не должно быть", - уверен он.
"В целом эти санкции – это очень серьезная проблема, потому что нас отсекли от технологий, от кредитных линий. В итоге, нам ряд китайских банков готовы открыть кредитные линии, но они пытаются извлечь дополнительную выгоду из того, что не все нам открываются, что есть американский запрет. Поэтому, конечно, там повышенные проценты, что для нас не выгодно. Так что эта проблема очень серьезная. Я вижу, как наши финансовые власти бьются, как рыба об лед, но пока ничего не получается. Я думаю здесь, как ни странно, Россия должна проявлять большую жесткость и не идти на поводу ни у американцев, ни у Брюсселя, а добиваться своих интересов всеми возможными способами и не заискивать ни перед кем, потому что как только они почувствуют, что мы даем слабинку, они будут еще больше ужесточать свои санкции", - сказал экономист.
В этой связи эксперт выразил опасение, что Запад готов пойти на любые ограничительные меры в отношении России. "Я в свое время переживал, что нас отключат от SWIFT, тогда вообще транзакции хоть и будет возможно проводить, но дедовскими способами, все это будет очень долго, накладные расходы возрастут. Поэтому надо стимулировать китайцев, они сейчас делают аналог SWIFT, их надо в этом деле поддерживать, как-то кооперироваться с ними, чтобы все это дело быстрее шло, и самим участвовать в этом, потому что не надо зависеть от этих господ, которые так хамски, по двойным стандартам живут в мире. Я думаю, что еще, кроме отключения от SWIFT, они могут пойти на заморозку каких-то наших активов в западных банках, это тоже кажется абсурдным, но эти господа ничем не гнушаются с целью нас сделать неконкурентоспособными", - заключил Василий Якимкин.
В свою очередь доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов отметил, что "главная проблема, которая проявилась еще в конце 2014 года, когда санкции были введены, связана с тем, что российские компании лишились возможности рефинансировать свои ранее взятые кредиты". "Соответственно, это требует консолидации валютной выручки и ограничивает планы компании по развитию. Какой-либо катастрофы не произошло, хотя это и сильно затруднило оперативную деятельность, но большая часть затруднений произошла в конце 2014 - начале 2015 годов. К настоящему времени большая часть российских компаний уже давно адаптировалась к этому режиму, и большой проблемы это не представляет. Неофициальный запрет, который ввели и власти США, и власти ЕС, лежит полностью в контексте их политики, и какого-либо удивления у финансистов не вызвал", - сказал он.
По мнению эксперта, "скорее всего, большая часть препятствий уже давно реализована, и ждать каких-то новаций просто нет оснований". "Интересно заметить, что во многом китайские банки поддержали этот неофициальный запрет, а именно воздерживаются от выдачи кредитов российским компаниям", - обратил внимание экономист.
Говоря о новых источников средств после исключения возможности брать кредиты у европейских банков, он напомнил, что "до 1970-1980-х годов компании развивались на собственные средства, и это достаточно обычная практика". "Теперь просто предстоит пересмотреть стратегию развития и адаптироваться к тому, чтобы развиваться не на кредитные, а на собственные средства, которые у компаний должны быть, если они прибыльные", - резюмировал Сергей Хестанов.