Наличие у России, Казахстана и Белоруссии разных обязательств перед мировыми экономическими организациями, такими как ВТО, в будущем начнёт негативно сказываться на их внутренних интеграционных процессах, в частности, на Таможенном союзе, - заявил "Вестнику Кавказа" директор Аналитического центра "ВТО-Информ" Евгений Корчевой.
"Условно говоря, объединить плановую государственную экономику, которая есть в Белоруссии, с абсолютно либеральной экономикой, которая есть в Казахстане, и с неким миксом, который есть в России, очень трудно. Но, честно говоря, мне кажется, это не самая главная проблема в интеграционном процессе, потому что внутренние среды разные, но их можно выравнивать: можно менять законодательство, медленно идти к неким единым правилам по рынку конкуренции, по субсидиям, ещё как-то", - отметил эксперт тот факт, что внутренние различия преодолимы.
"А вот то, что есть внешние обязательства, и эти обязательства разные у всех трёх стран, у России – одни, Казахстан вступает вообще с другими обязательствами, а у Белоруссии этих обязательств нет, и никому даже не известно, какими они будут, когда Белоруссия будет вступать, это, конечно, очень негативно на Таможенном союзе отразится", - подчеркнул Корчевой, приведя конкретный пример возможных проблем.
"Есть Киргизия, которая желает стать членом ТС. Она находится рядом с Казахстаном, можно сделать единую таможенную территорию. Но Киргизия 10 лет назад вступила в ВТО с нулевыми таможенными ставками, это обязательство Киргизии. И когда Киргизия вступает в Таможенный союз, она эти обязательства не может нарушать. Это означает, что все другие страны должны сделать такой же либеральный режим, который взяла на себя Киргизия", - рассказал он о взаимосвязи обязательств в разных интеграционных структурах.
"Или то, что происходит сейчас с Украиной – ещё один кандидат в члены ТС. Вполне очевидно противоречие, что нельзя быть членом ассоциации с ЕС и иметь договор о свободной торговле с ЕС и одновременно быть членом ТС и выполнять обязательства, которые предполагает соглашение о ТС", - привёл другой пример Корчевой для подкрепления своих слов.
При этом эксперт отметил, что в последние 20 лет общемировая тенденция состоит в том, что страны стремятся не столько к работе в ВТО, сколько к формированию региональных и межрегиональных интеграционных объединений. "Эти объединения намного эффективнее: во-первых, более быстро можно выровнять некоторые условия, соседские контакты на это влияют, культурные связи быстрее развиваются, поэтому, конечно, региональные интеграционные объединения в мире в перспективе имеют гораздо большее будущее и возможности для развития экономик отдельных стран, чем представляет собой такой инструмент, как ВТО", - пояснил он причины этой тенденции.
Желание Украины и Армении выбрать в качестве региона интеграции не евразийское направление, а Евросоюз Корчевой охарактеризовал как авантюру. "Честно говоря, если рассматривать ситуацию со вступлением как минимум Украины, Армении, в принципе, тоже, а Украины, потому что она ближе к ЕС, подписанием договора о свободной торговле, то, в принципе, это такая же авантюра, как вступление России в ВТО. В прямом смысле никакой экономической выгоды для Украины в подписании этого соглашения нет. Это чисто политический проект", - подчеркнул он, добавив, что эти договоры неизбежно и напрямую скажутся на экономических отношениях Украины и Армении с Россией.