В конце этой недели в Грузии поднялась новая волна информационных сообщений вокруг главной загадки новейшей грузинской истории - смерти бывшего премьер-министра Зураба Жвания, произошедшей 9 лет тому назад. Как сообщал ранее "Вестник Кавказа", поводом для этого послужили распространенные в сети Интернет фотографии, на которых якобы запечатлены тела Зураба Жвания и Рауля Юсупова. Хотя премьер-министр Ираклий Гарибашвили и призвал общественность воздержаться от спекуляций на тему реальности фотографий и следующих из них выводов, на следующий день был задержан Леван Чачуа, судмедэксперт, работавший с телом экс-премьера по обвинению в халатности при проведении экспертизы.
Масла в огонь интриги подлил брат погибшего Георгий Жвания, сообщивший, что расследование близится к своей кульминации, а задержание Чачуа стало лишь очередным шагом на этом пути, таким же как прошедший допрос экс-генпрокурора Муртаза Зоделава - и вероятная эксгумация тела Зураба Жвания в виду несовершенной судмедэкспертизы. Как подчеркнул брат покойного, семья готова пойти на это ради раскрытия преступления.
В данном случае обращает на себя внимание сам факт того, что скандальные фотографии, выложенные на YouTube с примечательной подписью "Саакашвили - убийца", оказались в публичном доступе, хотя должны находиться в сверхсекретном архиве материалов уголовного дела по факту смерти экс-премьера. То обстоятельство, что доступ к этим документам имеет крайне ограниченный круг людей, позволяет предположить, что дело Жвания окончательно приобрело политическую окраску.
За это немедленно ухватилось "Единое национальное движение", обвинив власти в провокации. Так, экс-госминистр по евроинтеграции Георгий Барамидзе, обнаруживший в 2005 году тело Жвания, призвал прокуратуру "наконец определиться": либо возбудить уголовное дело не просто по факту смерти, а по факту убийства (если произошло именно убийство), либо "прекратить спекуляции и нагнетание страстей по пустому поводу".
Ираклий Гарибашвили, несмотря на свои призывы о том же самом, заявил, что видит по фотографиям достаточно доказательств того, что Жвания не задохнулся угарным газом (официальная версия, озвученная Вано Мерабишвили, бывшим в ту пору министром внутренних дел), а погиб в результате насилия. При этом пока что неясно, насколько ссадины и кровоподтеки связаны со смертью в конспиративной квартире на улице Сабуртало, где Зураб Жвания имел обыкновение проводить конфиденциальные встречи.
Тем не менее, благодаря поддержке семьи погибшего, власти решительно настроены на эксгумацию тела из Дидубийского пантеона общественных деятелей, несмотря на протесты друзей Зураба Жвания, призывающих сегодня "оставить несчастного в покое", то есть в могиле, где он почивает вместе с тайной своей смерти.