Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган совершает сегодня официальный визит в Иран по приглашению президента Исламской республики Хасана Рухани. В Тегеране с Эрдоганом проведет переговоры не только Рухани, но и духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи.
Отношение властных кругов в обеих странах к этому визиту неоднозначное: позиции Анкары и Тегерана поляризованы в связи с обострением вооруженного конфликта в Йемене, так как государства косвенно поддерживают противоборствующие стороны. Сам Эрдоган в последнее время неоднократно критиковал поведение Ирана, прямо призывая "пересмотреть свои взгляды и вывести все имеющиеся в Йемене, Ираке и Сирии военные подразделения". Глава МИД ИРИ Мохаммад Джавад Зариф, в свою очередь, осудил поддержку Анкары бомбардировок мирного населения Йемена со стороны Саудовской Аравии.
Несмотря на обмен политическими заявлениями и дипломатическими нотами, обе страны по-прежнему характеризуют друг друга как стратегических партнеров. "Стратегический подход Ирана к решению региональных вопросов и к развитию отношений со своими соседями основывается на стабильности, сотрудничестве и взаимном уважении. Ирано-турецкие отношения имеют достаточный потенциал для развития дальнейшего сотрудничества на этой основе", - подчеркнула на днях пресс-секретарь МИД Ирана Марзие Афхам.
Как ожидается, президенты будут обсуждать в том числе и скидку на иранский газ, поставляемый в Турцию: как известно, Анкара подала на Тегеран в международный суд, дабы добиться подвижек в этом вопросе. "К маю этот процесс, как мы ожидаем, должен завершиться. В связи с этим мы ждем от Ирана новых предложений по ценам. Этот вопрос будет обсуждаться в рамках визита”, – сообщил накануне визита турецкий министр энергетики Танер Йылдыз. Также речь зайдет о перспективах поставок иранского газа в Европу через территорию Турции и вхождение Иран в проект Трансанатолийского трубопровода.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин предположил, что переговорах турецкого президента с иранским руководством "будут обсуждаться вопросы "Исламского государства", вопросы Сирии, Ирака, вопросы курдов".
Он также не исключает, что будет поднят вопрос о развитии сотрудничества двух стран после грядущего снятия санкций против Ирана. "Я имею в виду обсуждаемый уже давно газопровод, который должен пройти через Турцию в Европу, к которому не против присоединиться Иран со своим вторым по объему запасом газа в мире", - сказал эксперт.
"Турецкий бизнес в Иране уже активно работает, и даже при санкциях. Конечно, не только для Турции, вообще для всех стран открываются перспективы на иранском рынке, особенно в плане того, что отменяются банковские санкции, которые непосредственно сковывали развитие торгово-экономических отношений с другими странами. Конечно, Турция тоже в этом плане заинтересована, и я думаю, разговор пойдет и о будущем торгово-экономических отношений", - считает Сажин.
Что касается достигнутых в Лозанне договоренностей, то, по его мнению, они также могут быть затронуты на переговорах. "Я не думаю, что Турция будет особо сильно возражать против них, в отличие от Израиля и других стран, в том числе в США, я имею в виду оппозицию Бараку Обаме, и Саудовской Аравии в частности", - сказал эксперт, добавив при этом, что маловероятно, "что это очень сильно повлияет на будущие отношения".
При этом Сажин отметил, что подходы Анкары и Тегерана ко многим проблемам значительно расходится. "В любых вопросах, о которых мы говорили, есть в разной степени разные понимания. Сейчас я просто не могу даже вспомнить, где интересы Анкары и Тегерана совпадают. Единственное, может быть, в двусторонних отношениях, торгово-экономических. И, возможно, в отношении экспорта углеводородов на Запад. В политическом плане все-таки расхождения сейчас значительные", - пояснил он.
"Все-таки политические отношения в последнее время не в последнюю очередь из-за Сирии, из-за "Исламского государства" несколько испортились. И, наверное, лидеры будут как раз обсуждать эти вопросы, потому что это две страны, которые претендуют на региональное лидерство. Турция и Иран - две мощнейших державы региона, и, конечно, у них естественным образом могут перекрещиваться интересы. И, я думаю, эти вопросы тоже будет обсуждаться, чтобы не было больших конфликтов", - резюмировал Сажин.
В свою очередь представитель Международного исследовательского центра (USAK) Хасан Селим Озертем отметил, что "до сих пор во время визитов высокопоставленных лиц Турции в Иран в центре внимания на всех переговорах были двусторонние торговые отношения. "Я не исключаю, что и на сей раз торговые отношения будут на первом месте в ходе переговоров", - считает он.
"Если учитывать, что визит осуществляется на фоне достижения соглашения Ирана с "шестеркой", фундамент которого будет заложен 30 июня, то визит можно считать историческим. Конечно, вопрос отмены санкций против Ирана сегодня интересует Турцию, и она старается понять как можно взаимодействовать в данной ситуации и какие выгоды может получить", - отметил эксперт.
По его мнению, санкции против Ирана влияют и на Турцию. "Очень много нефтегазовых проектов и по сей день висит в воздухе. Санкции также влияют и на экспорт продовольственных товаров. Но как обернется ситуация, мы увидим после 30 июня. И визит Эрдогана нужно рассматривать как попытку постепенно выстроить новые отношения с Ираном после отмены санкций", - считает представитель Международного исследовательского центра (USAK).
"В этом смысле вызывают интерес два вопроса. Во-первых, это увеличение экспорта продуктов в Иран, во-вторых, вопросы двухстороннего сотрудничества в нефтегазовой отрасли. Сегодня между странами есть договоренность о прокладке трубопровода объемом 30 млрд куб м. И есть много вопросов о том, как будет реализован этот проект и каким образом будет осуществлен выход иранского газа на европейский рынок", - сказал Озертем.
"Торговый оборот между странами увеличился, чего удалось достичь благодаря импорту нефтепродуктов из Ирана. И я думаю, что в ходе визита стороны вновь поднимут вопрос, который еще в недалеком прошлом была одна из целей двухстороннего сотрудничества – достижение товарооборота в $20 млрд", - добавил эксперт.
"Кроме того, на повестке дня также будут региональные вопросы. Это конфликты в Сирии, Ираке в Йемене, борьба с ИГ и так далее", - резюмировал Хасан Селим Озертем.