В ходе международного роуд-шоу "Нефть и газ Туркменистана – 2020" в Дубае Туркменистан презентовал свой нефтегазовый потенциал. Внимание участников форума было уделено проекту газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Туркменские власти предложили присутствующим нефтегазовым компаниям инвестировать в проект, реализация которого уже началась.
В роуд-шоу, которое состоялось 24-25 февраля, приняли участие представителя более 100 нефтегазовых, сервисных и консалтинговых компаний из 40 стран мира. Советник президента Туркменистана по нефтегазовым вопросам Ягшигельды Какаев, открывая конференцию "ТАПИ – газопровод мира и сотрудничества", подчеркнул значение инициатив Ашхабада, направленных на формирование глобальной архитектуры энергетической безопасности, объединение усилий мирового сообщества в решении энергетических вопросов, актуальных для всего мира. Он рассказал о ходе реализации масштабных нефтегазовых проектов, в числе которых строительство газопровода ТАПИ, призванного придать мощный импульс социально-экономическому развитию Центральной и Южной Азии, а также содействовать укреплению мира и стабильности в регионе.
Завершить строительство трубопровода планируется через год, хотя сроки постоянно переносятся по ряду причин. Главное – нет денег и нет стабильности в Афганистане. Для завершения строительства ТАПИ нужно около 7,5 млрд долларов. Помимо собственно трубопровода, проект предполагает строительство компрессорных станций, узлов запуска очистных устройств, подъездных дорог и линии электропередачи. А это еще несколько миллионов. Нашлись ли инвесторы в ходе роуд-шоу, пока не известно. Поэтому обозначить точные сроки завершения строительства и ввода газопровода ТАПИ в эксплуатацию проблематично.
Туркменский эксперт Сердар Айтаков считает, что это очередная попытка туркменских властей привлечь внимание и инвестиции в проект, который испытывает большие трудности. "Без решения внутриафганских проблем, говорить о реалистичности ТАПИ преждевременно. Слишком высоки риски. Это мероприятие планировалось задолго до публично прозвучавшей информации о том, что "вот-вот" будут достигнуты договоренности о сокращении контингента иностранных войск, в первую очередь США, и о начале процесса примирения между "Талибаном" (организация запрещена в РФ) и официальным Кабулом. А также о предстоящем соглашении США с талибами", – сказал "Вестнику Кавказа" Айтаков.
Он обратил внимание, что в самом Афганистане идут сразу несколько параллельных процессов. Это и откровенная неразбериха с подсчетом голосов по итогам выборов президента Афганистана, и возникшее противостояние между основными игроками. Это и заявления, и претензии первого вице-президента Афганистана, генерала Абдул Рашида Дустума на власть в северных провинциях страны. Он в частности заявил, что готов создать параллельное правительство под руководством Абдуллы Абдуллы. "Все спешат застолбить свое первенство. Поэтому реальное решение проблем с проектом ТАПИ последует только после снижения накала в ситуации с афганскими выборами, с началом конструктивного и институционального диалога властей и талибов, ключевым условием которых будет взаимное признание друг друга в качестве легитимных политических сил и при достижении некого политического баланса, который, если не исключит, то минимизирует возможности решения вопросов с помощью военной силы", – отметил туркменский эксперт. По его мнению, возможно, будут решены вопросы о неподконтрольных талибам и властям вооруженных группах, которые активизировались в последнее время, и не исключено, что именно в связи с настойчивостью туркменских властей в строительстве ТАПИ и с целью срыва этого строительства.
США, которые лоббируют проект, сейчас намеренно не демонстрируют свою заинтересованность в нем, чтобы не давать талибам лишнего козыря для торга и спекуляций по теме безопасности. Хотя давно известно, что именно США являются инициаторами максимальной экономической интеграции Афганистана со странами Центральной Азии. "Госдеп США специально, в этих целях, выделил регион Центральной Азии из условных пространств новых независимых государств и ОБСЕ и отнес его к региону Южной Азии, включив в компетенцию соответствующего регионального отдела американского внешнеполитического ведомства, и рассматривал его именно в этом стратегическом, но, увы, чисто умозрительном контексте. Это породило ряд смысловых и содержательных конфликтов, учитывая исчезающую малую роль экономического сотрудничества стран региона с Афганистаном", – подчеркнул Айтаков.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев сказал "Вестнику Кавказа", что любое соглашение между США и "Талибаном", если оно и будет подписано, не будет означать автоматического прекращения войны в Афганистане, особенно учитывая фрагментированность талибов, разнонаправленность талибских фракций "по интересам" и многообразие внешних акторов всей афганской ситуации. США оказывают проекту ТАПИ политическую поддержку уже не первый год, но это никак не влияет ни на отсутствие финансирования проекта, ни на ситуацию в сфере безопасности. Какого-либо большого коммерческого интереса к ТАПИ у американских компаний нет, есть интерес скорее геополитический. ТАПИ противопоставляется (пока, конечно, теоретически) поставкам газа в Пакистан из Ирана (поддерживаемым Россией и Китаем) и существующим проектам иранских поставок в Индию. Парадоксально, наверное, но Катар, в столице которого идут американско-талибские переговоры, является одним из важнейших противников туркменского проекта, а Катар это одна из тех стран, кто длительное время вполне успешно модерирует значительную часть талибов. Поддерживающая ТАПИ Саудовская Аравия в последние годы, напротив, серьезно утратила позиции влияния на "Талибан". Абсолютно уклончивые, выжидательные позиции в отношении ТАПИ по-прежнему занимают Пакистан и Индия. Китай может гипотетически поддержать ТАПИ, если туркменский газ по китайско-пакистанскому экономическому коридору направится вместо Индии на юг Синьцзян-уйгурского автономного района (СУАР) КНР. К строительству такого газопровода есть интерес и российского "Газпрома".
В самом Афганистане, кстати, помимо вопросов безопасности стоит задача приобретения у собственников земельных участков, через которые будет проходить газопровод, учитывая чрезвычайно сложную внутриполитическую ситуацию в стране, решение этой задачи может растянуться на годы. И это лишь часть тех факторов, которые уже длительное время действуют не в интересах туркменской газовой диверсификации, проекту ТАПИ (раньше он назывался "Трансафганский газопровод") уже более 30 лет, по большому счету проект имеет и большой советский бэкграунд, так и оставаясь в стадии лишь проекта.