Сегодня с Москве прошла презентация книги немецкого политолога-международника, члена Валдайского клуба Александра Рара "2054: Код Путина", которая еще до своего выхода в России успела стать бестселлером в Германии. После презентации "Вестник Кавказа" задал автору несколько вопросов о перспективах европейского проекта "Восточное партнерство", в который входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина.
- Франция направила в Брюссель два документа, датированные октябрем 2019 года и январем 2020 года, желая "защитить от иллюзий" членов "Восточного партнерства". В Париже исходят из того, что "Восточное партнерство" основано на экономическом и политическом сотрудничестве, однако исключает "любые перспективы или механизмы интеграции или вступления в ЕС". Как бы вы могли охарактеризовать такую позицию?
- Французский президент понимает одну абсолютно естественную вещь - будущую Европу нельзя строить против России и без России; ее нужно строить только вместе с Россией. Таким образом он фактически повторяет мудрое высказывание одного из своих давних предшественников Шарля де Голя, который видел большую Россию - от Атлантического океана до Тихого океана.
Надеюсь, другие лидеры Европы к этому вопросу также будут возвращаться. Хотя Эммануэль Макрон уже говорил в интервью, что его точка зрения вряд ли найдет поддержку в Европе, особенно в восточноевропейских странах.
Так уже было раньше. Вспомним иракскую войну, года Франция, Германия и Россия выступили против американского вмешательства, а "новые европейцы" встали на сторону американцев. Таким образом произошел раскол в Европе.
- Стоит ли ожидать нового раскола?
- Макрон станет развивать свою идею, но делать это он будет достаточно осторожно, чтобы не было нового раскола в Европе.
Сегодня для Евросоюза актуальны вызовы в с юга - миграция, климатические изменения, нехватка воды, перенаселение Африки и Ближнего Востока. Это вопросы, которые ЕС необходимо решать. И эти вопросы европейцам нужно будет решать вместе с Россией, а не против России.
- Позиции участников программы "Восточное партнерство" разные. Например, Армения ждет от ЕС финансовой поддержки, а Азербайджан, напротив, рассматривает программу как некие общие рамки, не хочет никакой донорской или материальной помощи, зато надеется на более оперативный подход ЕС к ряду вопросов по энергетике и торговле. Какова, на ваш взгляд, должна быть позиция ЕС?
- Считаю, что прав президент Азербайджана Ильхам Алиев прав, который отказывается взаимодействовать с ЕС в рамках европейских "инструкций".
Мне кажется, что Европейский союз должен изменить свою позицию, убрав из самой концепции "Восточного партнерства" тему противостояния России. Нельзя пытаться вытащить определенные страны постсоветского пространства из орбиты РФ, из Евразийского союза в Европу. Это нигде это не получилось. Ни с Грузией, ни с Украиной. Наоборот появились новые проблемы, в том числе война в Украине. Поэтому Европейский союз, как мне кажется, должен найти новые подходы, новую концепцию. Тем более сейчас укрепляется Евразийский союз, которого не было в период создания проекта "Восточное партнерство".
Думаю, ни Армения, ни Азербайджан, ни Украина не будут приняты в Европейский союз и в НАТО. Сейчас эти страны сами должны решать, как им выстраивать отношения с ЕС. А Азербайджану еще нужно понять, как строить отношения с ЕАЭС. Армения будет искать свою выгоду позицию и там, и здесь. Украина, в конечном счете, как мне кажется, тоже будет ориентироваться и на Запад, и на Восток.