В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" депутат Кнессета от партии "Еш Атид", дзюдоист-олимпиец Йоэль (Константин) Развозов рассказал о российско-израильских межпарламентских и общественных контактах.
- На каком уровне сегодня находится межпарламентское сотрудничество Израиля с Россией?
- Нас связывают тесные дружеские отношения, формальные и неформальные, и с Госдумой, и с Советом Федерации. Работает группа дружбы, комиссия по безопасности, и комиссия по международным делам. Недавно была общая резолюция против разрушения памятникам солдатам и офицерам Красной Армии. Приближаемся к 9 Мая, и в Израиле рады, что ветераны, их дети, внуки входят на марш ”Бессмертный полк”. Я приехал в Израиль подростком больше 20 лет назад, и сегодня приятно, что до сих пор ветеранов здесь уважают, кланяются и говорят им "спасибо". Я представитель русскоязычной общины Израиля, но родился и вырос в России. 9 мая всегда было одной из самых знаменательных дат в моей жизни. В Израиле понимают, кого нужно благодарить за победу над нацизмом. В городе Нетиния, где я сейчас живу, установлен памятник бойцам Красной армии. Владимир Владимирович Путин приезжал на его открытие.
У нас много совместных интересов - и туризм, и сельское хозяйство. Мы встречались с главой Минсельхоза РФ Александром Ткачевым, с заместитель руководителя правительства России Аркадием Дворковичем. Ведется постоянная работа и между правительством, и между парламентами. Возникают разногласия, но мы работаем и всегда договариваемся.
- Как в Израиле воспринимают сегодня попытки переписать историю, в том числе и историю Второй мировой войны?
- Мы очень твердо и жестко осуждаем их. Нельзя переписывать историю. У того, кто не помнит своего прошлого, нет будущего. Попытки переписать историю, например, в Польше, разрушение памятников солдатам Красной армии, отношение к участию в Холокосте – все это абсурдно. Ведь были поляки, которые помогали евреям, но были и поляки, которые сотрудничали с нацистами, работали в концлагерях. Еще остались в живых бывшие узники, которые могут рассказать об этом. Если по другим направлениям у государств могут быть разногласия, то по вопросам Второй мировой их быть не должно по определению. Историю нельзя переписывать. Надо помнить, кто освободил мир, кто был героем, кто проливал кровь. В это смысле между Россией и Израилем полное согласие, и мы должны привлечь другие страны, чтобы не дать никому шанса переписать историю, забыть о прошлом.
- Как в Израиле воспринимают "дело Скрипаля?"
- Она освещается в СМИ Израиля, но они держат нейтралитет. У каждого человека свое мнение, но на уровне правительства Израиль обвинять кого-то без доказательств не собирается.
- Вы дзюдоист, участник Олимпийских игр. Каково ваше отношение к дисквалификации российских спортсменов?
- Я против дисквалификации и коллективных наказаний. Знаю, как спортсмены готовится к Олимпийским играм. Для них это пик жизни. Если кого-то поймали на допинге, то нельзя наказывать всю сборную, всю страну. Это больше попахивает политикой, хотя первое олимпийское правило - спорт вне политики. Во многих странах спортсмены попадаются на допинге, мы против использования допинга, но наказывать коллективно всю страну недопустимо.
Я первый израильский олимпиец, который попал в парламент и представляет интересы спортсменов. Мы знаем, что такое участие в Олимпиаде без флага, израильтян ведь тоже пытаются дискриминировать в арабских странах. Я намерен бороться с этим на уровне суда в Лозанне, Олимпийского суда, чтобы такого не было ни в отношении Израиля, ни в отношении России. Ни одна страна не должна быть дискриминирована, ни один спортсмен.
- Вы следите за жизнью еврейской общины в России?
- Следим, конечно. Встречаемся и с президентом Федерации еврейских общин России Александром Бородой, и с главным раввином России Берл Лазаром. Евреи чувствуют себя в России очень свободно, к ним очень толерантное отношение со стороны всех российских граждан. Чувствуется поддержка во всем. Создан Музей толерантности. Мы очень благодарны за все это России.