Вестник Кавказа

Сергей Карпов: "Очень важно быть правдивым в науке"

В российских вузах начался учебный год. Огромное число желающих поступить на исторический факультет МГУ им.Ломоносова не стало сюрпризом – конкурс здесь всегда был очень высокими. В МГУ говорят, что современная молодежь стала задумываться не только о своем благосостоянии, но и о будущем страны, а получить системные знания лучше всего в старейшем вузе - историко-филологический факультет был создан в Московском университете в 1850 году, а в 1872 году было образовано его историческое отделение. О современном этапе развития исторического факультета  «Вестнику Кавказа» рассказал российский историк, президент исторического факультета МГУ Сергей Карпов.

- Сергей Павлович, что для вас значит исторический факультет?

- Исторический факультет имеет два предназначения. С одной стороны, это центр образования, это кузница знаний, настоящих, неангажированных, основанных на хорошей подготовке студентов и на хорошем знании источников и научной литературы. С другой стороны, это центр, где делается наука. С современных условиях невозможно отделить образование от научного исследования. Поэтому сочетание хорошего образования и серьезной науки и есть основа нашего университета. И еще забота о сохранении фундаментального знания. Все это вместе и есть исторический факультет.

- Какие наиболее яркие воспоминания у вас связаны с родным факультетом?

- Самые лучшие воспоминания о людях, потому что на нашем факультете работали многие выдающиеся ученые и, слава Богу, работают еще и сейчас. Это воспоминания и профессорах и преподавателях - и Козаржевском Андрее Чеславовиче, и о Рыбакове Борисе Александровиче, и об Удальцовой Зинаиде Владимировне, и об академике Сергее Даниловиче Сказкине, и о многих других замечательных ученых, которые здесь работали, которые оставили большой след в исторической науке.

Крупный специалист по истории Рима Анатолий Георгиевич   Бокщанин был у нас блюстителем нравственности и порядка. Если он видел, что какой-то студент не так одет или, не дай Бог, входит в шапке в университет, то говорил: «Молодой человек, вы входите в храм науки! Шапку снять!». Все это хорошо знали.

- Каким запомнился истфак, когда вы сами были студентом?

- Факультет, конечно, меняется. Когда мы занимались на улице Герцена, на старой территории университета, там  было меньше и помещений, и преподавателей, и студентов, кафедр. Но университет все время развивался, и факультет развивался. Появлялись новые кафедры: кафедра истории церкви, кафедра истории ближнего зарубежья, например, кафедра исторической информатики. Развитие, мне кажется, является самым важным для того, чтобы университет сохранял свое лицо и обретал современный свой облик. Многие критикуют современных студентов, но я должен сказать, что студенты сейчас стали лучше. Они более начитанные и более мотивированные, с ними приятно работать, мы их любим. Сотрудничество студентов и преподавателей мне кажется очень важным.

- Каким студентом были вы?

- Нормальным. У меня было очень много интересов. Я с большим удовольствием занимался, мне очень нравилось ходить в библиотеки. Сейчас я в библиотеки хожу совсем мало, потому что моя электронная библиотека больше, чем моя очень большая библиотека печатных книг. Тогда больше внимания мы уделяли книжному чтению, а сейчас - электронному. Многие ресурсы доступны в интернете. Я очень рад этому. Жизнь в Москве всегда жизнь очень активная, она позволяет человеку видеть выставки, музеи, ходить на концерты. Я говорю студентам, особенно тем, которые приезжают из разных уголков нашей страны, – пользуйтесь возможностями, которые дает столица, не упускайте их. Мы старались ими пользоваться, как мы могли, и рады этому.

- Почему в качестве специализации вы выбрали историю Средних веков?

- Для меня не было сомнений с самого начала, что я буду медиевистом. Меня всегда это интересовало, дома была хорошая очень библиотека, я много читал. Когда я поступал, то уже прочитал и Соловьева, и Ключевского, очень многое другое. Я не думал, что буду византинистом. Но то, что я буду заниматься средневековым периодом, меня было ясно. Это ведь новые источники, которые не очень известны, это работа в архивах - и в отечественных, и в зарубежных, это постижение нового и неангажированного исследования. Все, что я писал со студенческих лет, не было подвержено конъюнктуре. И я хотел работать так, как велит душа и как повелевает знание.

- Какие страны вам были наиболее интересны?

- Конечно, Византия, которой я занимаюсь, в первую очередь. Интересует история Италии, потому что я тоже много занимаюсь историей Венеции, Генуи; история Бургундии, история Франции; история Востока, с которой была связана Византия; и, конечно же, история нашей страны. Мы добываем источники в итальянских архивах, которые позволяют изучать многие, очень интересные, важные страницы отечественной истории, утраченные в лихолетье.

- Какие традиции историков кажутся вам наиболее важными для приобщения нового поколения ученых к профессии?

- Прежде всего, честность и порядочность, приверженность знаниям, истине. Одни приходят на факультет, чтобы получить образование и затем избрать, может быть, другой путь. Другие  – для того, чтобы продолжать преподавательский свой путь. Если люди пришли ради чинов и званий, то это одно, если же ради поисков истины – это другое. Мне ближе те, кто приходит ради поисков истины. А чины и звания придут, если человек по-настоящему привержен этим поиском истины, нефальшивости. Очень важно быть правдивым в своей науке – не лгать.

- С вашей точки зрения, какими качествами должен обладать идеальный выпускник факультета, чтобы добиться успеха в профессии?

- Прежде всего, он должен быть хорошо образован, знать современные языки в той сфере и в той мере, в которой ему это необходимо. Он должен иметь хорошую профессиональную источниковедческую подготовку. Он должен быть открыт к новациям и хорошо их воспринимать. Он должен владеть современной компьютерной техникой, не только компьютерной, а вообще информационными технологиями, потому что в конечном счете мы готовим аналитиков. И он должен быть аналитиком. Аналитик, вооруженный знанием предмета и знанием языков – это то, что нужно.

- В каких сферах современной жизни востребованы сегодня историки?

- По сути дела, везде. И я опасаюсь тех министерских новаций, когда квалификация человека четко привязана к одной профессии, потому что историк может работать везде. Например, если вы посмотрите на радио, на телевидение – лучшие комментаторы телевидения, и руководители в том числе, историки. Это не случайно. Лучшие журналисты в области гуманитарных наук – часто историки. Консультанты, которые работают и в правительстве, и в разного рода администрациях – это историки. То есть историк имеет очень много преломлений. Все руководители московских музеев так или иначе связаны с факультетом: либо его выпускники, либо его сотрудники. Это тоже ведь неслучайно.

Кроме того, конечно же, мы должны думать о школе, потому что мы пишем школьные учебники, мы работаем со школьными учителями, а многие из наших преподавателей работают в школе. Поэтому здесь спектр приложения очень большой. И ни в коем случае не надо этот спектр сужать. Сказать, что историк должен работать только в области преподавания в высшей школе – это неправильно. Потому что историк может быть востребован в очень разных школах и приносить очень большую пользу нашей стране в этой своей деятельности.

- Конкуренция среди историков высока?

- Конечно. Только надо, чтобы каждый человек правильно выстраивал свою траекторию и был настойчив.

- Вы за или против ЕГЭ?

- Сложный вопрос. Первоначально я был решительно против ЕГЭ, особенно тогда, когда ЕГЭ был достаточно примитивным и напоминал решение кроссвордов. Мне кажется, что это непродуктивно, потому что не развивает ум. Но ЕГЭ постоянно совершенствовался. Преимущество в том, что ЕГЭ открывает дорогу тем людям, до которых трудно было достучаться. Человек из далекой провинции, который получил хорошие результаты, может претендовать на поступление в Московский университет или другие хорошие образовательные центры. Сейчас ЕГЭ стал намного лучше. Но не хватает одного очень важного компонента. ЕГЭ не проявляет умения коммуницировать, умения общаться, он не позволяет увидеть мастерство устной речи или способность развивать это мастерство. Люди, которые оканчивают исторический факультет, да вообще гуманитарные факультеты – это люди, которые имеют дело с пропагандой, если угодно, и во всяком случае с донесением каких-то истин до широких слоев населения, они должны уметь это делать. Поэтому устный компонент необходим. И, конечно, необходима системность. Нельзя ввести ЕГЭ, например, по математике и истории и забыть об этом в области литературы и русского языка или географии. Наши абитуриенты плохо знают географию. Жаль, ведь история – предмет абсолютно конкретный, и ее нужно уметь накладывать на карту, чтобы понимать, что происходило в реальности.

Продолжение следует 

15440 просмотров