Вестник Кавказа

Леонид Гусев: "В Узбекистане наиболее вероятна мирная передача власти"

Президент Узбекистана Ислам Каримов накануне перенес инсульт – об этом официально сообщила его младшая дочь Лола Каримова-Тилляева. О том, что ждет республику в случае возникновения необходимости передачи власти, "Вестнику Кавказа" рассказал старший научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО МИД России Леонид Гусев

- По вашей оценке, насколько это событие ставит под угрозу политическую жизнь в Узбекистане?

- Не думаю, что политическая жизнь республики оказалась сейчас под угрозой. У Ислама Каримова есть несколько преемников в окружении, которые могли бы его сменить, и если председатель Службы национальной безопасности Рустам Иноятов вряд ли станет президентом, то ставленник Каримова Шавкат Мирзиеев, занимающий с 2003 года должность премьер-министра Узбекистана – вполне. Мои источники в республике говорят, что если власть перейдет от Каримова к Мирзиееву, никаких больших потрясений в стране не будет.

Конечно, на 100% сказать такое нельзя, однако, к примеру, когда в Туркменистане сложилась подобная ситуация, все произошло более-менее бескровно. Несомненно, в республике есть экстремисты, «Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение Туркестана», но узбекская армия и спецслужбы сегодня достаточно сильны, составляя одну из самых мощных систем безопасности в Центральной Азии, чтобы не допустить беспорядков. Если все-таки передача власти произойдет, вряд ли стоит ждать потрясений, по крайней мере, на это можно надеяться в первом приближении.

- Насколько стоит ожидать смены внешнеполитического курса Узбекистана после Каримова, в первую очередь – в отношениях с Россией?

- Радикальной смены внешнеполитического курса не будет. Узбекистан будет так же балансировать между США, Евросоюзом, Китаем и Россией, как балансировал до этого сам Каримов. Напомню, что в начале 1990-х годов он резко заявил о союзе с Россией, тогда еще была попытка организовать первый Таможенный союз, затем столь же резко пошел на Запад, особенно после 2008 года, даже участвовал в саммите НАТО в Бухаресте, а сейчас вновь налаживает более прочные контакты с Россией. Поэтому, полагаю, преемник будет продолжать многовекторную политику, чтобы всем внешним силам показывать, насколько Узбекистан является важной страной для региона, получая ля себя все возможные плюсы от этой многосторонности.

- Какое влияние возможная смена власти в Узбекистане окажет на регион?

- Как и в случае с Туркменистаном десятилетней давности, безболезненная смена власти не затронет регион. В целом Центральная Азия сейчас стабильна в плане верховной власти. В Таджикистане президенту Эмомали Рахмону пока всего 64 года, казахстанскому лидеру Нурсултану Назарбаеву 76 лет, но у него все нормально со здоровьем. Только в Киргизии после двух революций и резни в Оше 2010 года сохраняются определенные внутренние противоречия. Через год там выборы нового президента, хотя, насколько мне известно, будет все же попытка реформы Конституции, дабы Алмазбек Атамбаев мог перейти на должность премьер-министра. В Туркменистане в прошлом году, в апреле, были провокации на границе с Афганистаном, когда ИГИЛ и талибы пытались вторгнуться на туркменскую территорию, но местные службы безопасности это пресекли, и с тех пор ничего угрожающего стабильности региона не происходило.

Единственное, чего стоило бы опасаться – если при смене власти все же произойдут столкновения в случае, когда узбекские кланы – ферганский, самаркандский и другие – не смогут прийти к новой договоренности. Тогда возможен социально-политический взрыв, и стране будет довольно тяжело. На данный момент, слава Богу, ничего подобного не видно.

 

18960 просмотров