Основная тема повестки дня отношений России и Запада двух последних лет - проблема признания Крыма российским и введение санкций за вхождение Крыма в состав России - в 2016 году ушла на второй план в связи с началом координированной борьбы с террористическим группировками на территории Сирии. Мир постепенно привыкает к тому, что Крым интегрирован в российское государство, и острота полемики в этом направлении сходит на нет. О том, насколько реальны перспективы официально признания Крыма российским и снятия антироссийских санкций, "Вестник Кавказа" побеседовал с главным редактором журнала "Россия в глобальной политике" Федором Лукьяновым.
- Насколько далеко сегодня зашел Запад по пути готовности признать Крым российским и отменить антироссийские санкции?
- Говорить о готовности признать Крым российским на Западе пока рано. Об этом было одно или два региональных заявлений, на уровне земель и провинций. Парламенты Франции и Италии приняли резолюции о необходимости прекращения санкционной политики, а не о признании Крыма, причем речь шла о более поздних пакетах санкций, введенных не после присоединения Крыма, а после начала конфликта на востоке Украины. Еще нет серьезных политиков на Западе, которые ставили бы вопрос о признании Крыма российским, и по санкциям, введенным именно за присоединение Крыма, никаких изменений не предвидится (хотя они, в большей степени, символические, либо касаются жителей Крыма, что, конечно, является абсолютным нарушением всех морально-нравственных норм).
Реально на повестке дня сегодня более-менее перспективное обсуждение снятия санкций, которые вводились в связи с войной на востоке Украины и сбитым малазийским "Боингом". Возможно, ситуация постепенно движется к отмене этих ограничений, однако они находятся на совершенно другом уровне принятия решений – на уровне исполнительных властей отдельных государств, которые, соответственно, будут влиять на решения в Брюсселе. Крыма это не касается, то есть если санкции и будут отменять, то не крымские.
- Как скоро Запад может пойти на отмену антироссийских санкций?
- Когда начнется отмена санкций, случится ли это, как некоторые ожидают, в конце этого и начале следующего года или позже – зависит от конъюнктуры, от того, что будет происходить на востоке Украины. Речь, разумеется, о европейских санкциях, об американских пока говорить нет смысла: думаю, шансов на отмену санкций США нет. Во-первых, на Западе считается, что для этого нет оснований, во-вторых, для них сейчас это вообще не самая основная тема. Сдвиги возможны после выборов, если президентом станет Дональд Трамп – хотя я бы не переоценивал его фигуру и не переносил текущую риторику на то, что он будет делать как президент впоследствии. Кроме того, на мой взгляд, вероятность его победы невелика, а приход Хиллари Клинтон означает не только продление нынешних санкций, но и существенную вероятность введения новых.
- Насколько в целом для Запада сегодня актуальная крымско-санкционная тематика?
- В отношениях России и Запада на первом месте сегодня стоит, конечно, Сирия. Сирийский конфликт является высшим вопросом в иерархии приоритетов и американских, и европейских, поскольку сейчас он тесно связан с миграционным кризисом в Европе. Украинская тема "съехала" вниз, так что какого-либо обострения на украинском направлении ждать не приходится. Текущие санкции, как я уже говорил, не отменят, а новые не будут вводиться, если не произойдет, конечно, каких-либо катаклизмов. Де-факто все уже понимают, что Крым плотно интегрирован в состав России, и с этим, скорее всего, уже ничего не сделаешь – но де-юре этого никто не признает еще долгое время, причем не только Запад, но и Восток. Формально, юридически ни Китай, ни Индия, ни Иран, ни другие страны не признают Крым российским. В итоге, я думаю, никаких сдвигов быть не должно.