Вестник Кавказа

Евгений Надоршин: "1,5% роста экономики РФ в 2018 году – это оптимистический сценарий"

Евгений Надоршин: "1,5% роста экономики РФ в 2018 году – это оптимистический сценарий"
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Подходит к концу 2017 год, и "Вестник Кавказа" по традиции подводит итоги уходящего года. Вашему вниманию предлагается беседа с главным экономистом "ПФ Капитал" Евгением Надоршиным об изменениях российской экономики за это время и ее текущем состоянии.

- Евгений Равхатович по вашей оценке, чем запомнится 2017 год для российской экономики?

- Я думаю, что очень неоднозначной динамикой. Поначалу все казалось лучше, чем я ожидал – и динамика курса рубля, и ВВП, и другие показатели, по которым мною и другими экспертами прогнозы и ожидания были пересмотрены в сторону повышения. К сожалению, вторая половина года прошла, скорее, под знаком стабильного ухудшения, в результате чего стоит ожидать, что часть показателей окажутся хуже и заметно хуже, чем пересмотренные летом 2017 года прогнозы, когда будет опубликована итоговая статистика.

Эту неоднозначность внутри года пока трудно объяснить, растущее количество негативных сигналов видно не только в статистике промышленного производства, но и в динамике банкротств, банковского кредитования, инвестициях и еще ряде дополнительных показателях, которые часто не фигурируют как основные, когда речь идет о развитии экономики, но они неплохо указывают на возможные перспективы. И тут я вижу, что приличная часть таких индикаторов указывают на продолжающееся и, возможно, нарастающее ухудшение ситуации в экономике, вплоть до того, что, если бы ВВП считался по месяцам, в ноябре мы имели бы отрицательные темпы его роста.

- Означает ли это, что ожидать роста российской экономики в наступающем году пока рано?

- Негативные показатели, понятно, ставят вопросы о том, может ли в следующем году вернуться рецессия, по крайней мере, они существенно увеличивают вероятность этого. Конечно, рецессия – не базовый сценарий, но ввиду тенденции к последовательному ухудшению показателей на протяжении почти всей второй половины 2017 года по очень большому числу индикаторов, она становится все более реальной. Сейчас снова, как и до начала спада около 3 лет тому назад растет только потребление, но и то не во всех сегментах, в ряде случаев я готов его признавать лишь с оговорками. Я не могу быть до конца уверен, что все то, что я вижу как улучшающуюся динамику в розничной торговле, является настоящим ростом, а не обелением теневого сектора из-за усилий ФНС по увеличению собираемости налогов, которое Росстат записывает в рост. И это тоже достаточно важный показатель, что, возможно, рост розницы, даже более-менее устойчивый в ряде сегментов, не настолько хорош, как выглядит в статистике.

В совокупности сомнения в отражении в статистике реальных процессов в экономике, устойчивое замедление динамики ряда показателей и провал ноября очень сильно ухудшают ощущение от 2017 года, заставляя не столь однозначно говорить о его итогах. Сейчас стало видно, что мы были свидетелями мало объяснимого всплеска активности во втором квартале 2017 года, за которым последовало слабое второе полугодие, что в ожидания совершенно не укладывается. Это заставляет с гораздо меньшим оптимизмом смотреть в перспективу 2018 года, и, пуская я все еще жду роста, но рецессии в следующем году снова превращается в довольно вероятный вариант развития событий, причем, если мы увидим более жесткие новые американские санкции в начале 2018 года, она может стать уже и базовым сценарием. А, поскольку я склонен верить в то, что санкции против нас ужесточат, вопрос лишь на сколько, мне от этого весьма некомфортно.

- Что все же будет обеспечивать рост российской экономики в следующем году?

- Если я адекватно понимаю ситуацию, основной рост в экономике России будет опять базироваться, как это было между 2010 и 2015 годами, на динамике конечного потребления. Ресурс роста за счет этого источника весьма ограничен. Учитывая, как медленно растут заработные платы и как тратятся доходы россиян, потребление может обеспечить рост экономики в течение одного-двух лет, если не будет никаких внешних негативных шоков. На более длинный интервал, боюсь, рассчитывать уже не получится. То есть ожидания достаточно тревожные, я обеспокоен тем, контуры чего, просматриваются уже в ближайшем будущем и, что еще хуже, не могу увидеть по-настоящему оптимистичных сценариев. В моем понимании хорошо, если в следующем году мы получим хотя бы 1,5% роста, уже это довольно оптимистично.

25810 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября