Вестник Кавказа

Александр Искандарян: «США, Россия и ЕС действуют на Южном Кавказе в разных режимах»

Беседовала Сусанна Петросян, Ереван
Евроинтеграция наряду с развитием отношений с США и с Россией остается одним из приоритетных направлений внешней политики Армении. Недавно премьер-министр Тигран Саркисян заявил, что евроинтеграция не имеет альтернативы. На вопросы об отношениях Армении и ЕС и перспективах интеграции Армении в Европу отвечает директор института Кавказа Александр Искандарян.
 
- Комиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле заявил, что отношения ЕС-Армения развиваются не постепенно, а очень быстро. Вы согласны с этим мнением?
 
- Работа по развитию отношений по линии ЕС-Армения продвигается достаточно успешно. В целом, я бы согласился с оценкой Фюле. Может быть, отношения развиваются не так уж быстро, но успешно.
 
- В каких сферах отношения между Арменией и ЕС наиболее актуальны? 
 
- Этот вопрос касается будущего, а не настоящего. Во-первых, надо продолжать сотрудничество в тех сферах, в которых работа уже начата. В частности, это сфера гармонизации законодательств, то есть приведение армянского законодательства в соответствие с европейскими нормами. Кроме того, это область торговых отношений, где важную роль играет расширение реестра армянских товаров, которые могут поступать на европейские рынки. В особенности, это касается товаров сельскохозяйственного производства. Далее, необходимо продолжать сотрудничество в рамках так называемого болонского процесса. Последний подходит к своему финалу - Армения фактически становится участницей болонской системы образования.
Что наиболее актуально в будущем? Думаю, работа, направленная на упрощение визового режима между Арменией и ЕС. Упрощение визового режима для некоторой категории граждан - журналистов, академических ученых - мера явно недостаточная. Строго говоря, указанные категории граждан и сейчас ездят в Европу более или менее свободно, а вот другие гражданине встречается с разного рода трудностями. И здесь надо работать, ведь Армения является частью программы ЕС "Восточное партнерство". Понятно, чего боится Европа, она боится наплыва имигрантов, которые потом не захотят уехать. Но в этом смысле нельзя сравнивать маленькую Армению с огромными странами.
 
- Какие факторы ограничивают возможности Армении по дальнейшей интеграции в Европу?
 
- Первый и очевидный фактор - географический. Армения это не Молдавия, которая имеет прямую границу с ЕС. Соответственно, здесь возникают проблемы чисто физического характера. В частности, доставка грузов из Армении в Европу обходится очень дорого, что негативно сказывается на процессе евроинтеграции. Кроме того, Армения граничит с двумя странами - Турцией и Грузией, которые являются проблемными для европейцев. С одной стороны, существует замороженный армяно-турецкий процесс, с другой - Грузия, имеющая специфические сложности, связанные с осетинским и абхазским конфликтами.
Вторая важная составляющая, которая ограничивает возможности Армении по интеграции в Европу, в том, что в отличие от соседней Грузии, которая практически прекратила взаимоотношения с Россией, Армения не может не оглядываться на Россию. Взаимоотношения с последней для Армении очень важны. Развивая отношения с Европой, Армения "держит в уме" Россию, и наоборот. Это то, что называется комплиментаризмом в армянской внешней политике. Конечно, в этой политике есть определенные сложности. Но политика Армении, направленная на поддержание отношений на основе культуры консенсуса со всеми странами, работает «на плюсы». Кстати, культура консенсуса с соседями это то, что требуется от самих европейцев.
 
- Можно ли рассматривать программу "Восточное партнерство" как попытку ЕС создать новую сферу влияния и как процесс, направленный против России?
 
- Я бы не говорил, что эта программа направлена против России. Понятно, что эта программа не с Россией, ибо представить себе, что существует программа со страной с населением в 140 миллионов, граничащей с Монголией, Китаем и центрально-азиатскими странами, практически невозможно. Формат взаимоотношений ЕС с Россией несовместим с программами ЕС с такими маленькими странами как Армения. Таким образом, «Восточное партнерство» не против России, а просто без нее.
Что касается сферы влияния, то я не стал бы употреблять этот термин. Европа пытается внедрить за пределы ЕС модель сосуществования стран друг с другом. Речь не идет о военно-политическом влиянии на Украине или на Южном Кавказе. ЕС стремится распространить систему европейских ценностей и делает это по вполне понятным причинам - она хочет видеть на своих границах соседей, с которыми можно бы взаимодействовать и которые были бы более предсказуемыми. Чтобы взаимодействовать с соседними государствами, необходимы определенные рамки и правила игры, которые и устанавливает «Восточное партнерство».
Я бы назвал это не влиянием, а пролонгацией общеевропейского пространства за пределы институционализированной Европы, то есть ЕС. Так, например, Норвегия, Исландия и Швейцария пользуются шенгенскими визами. Означает ли что, ЕС распространяет свое влияние на эти страны? Нет. Просто эти страны являются частью более широкого пространства, чем ЕС. Конечно, для нас сегодня этот уровень недостижим, но феномен похожий.
 
- Можно ли назвать ЕС на Южном Кавказе силой, альтернативной американскому и российскому влиянию?
 
- По большому счету, нет. США, Россия и ЕС действуют в нашем регионе в разных режимах. США работает в режиме геополитических влияний. Это глобальная сила и поэтому в каждом регионе мира она имеет свои интересы. Россия действует в сфере военно-политической в силу специфики армяно-российских отношений. Кроме того, Россия делает крупные инвестиции в такие важные сферы экономики как транспорт и энергетика. ЕС это "мягкая сила", сфера влияния которой включает культуру, образование, торгово-экономический обмен, не очень крупные инвестиции. В частности, российские инвестиции политически мотивированы, а европейские инвестиции - бизнес-мотивированы, то есть ЕС приходит в наш регион, если это выгодно. Таким образом на Южном Кавказе сформировались три основные внешние силы, которые действуют в разных конфигурациях. Иногда эти силы сталкиваются и тогда Армении приходиться маневрировать. До сих пор Армении удавалось создать платформу, в которой никто по-настоящему не был доволен, но и никто не проявлял негодования.
 
- Играет ли ЕС серьезную роль в стабилизации ситуации на Южном Кавказе?
 
- Гарантом стабильности на Южном Кавказе является не какой-то из политических центров, а сочетание интересов. Стабильность обеспечивается по схеме, в которую входят Москва, Вашингтон, Брюссель, Тегеран, Анкара, Ереван, Баку и Тбилиси. Существует много интересов, которые пересекаются, налицо проблемные взаимоотношения между указанными частями схемы, но эти отношения как-то регулируются и каким-то образом это приводит к балансу, что и создает стабильность. Конечно, ЕС является существенной частью баланса сил, но не один он обеспечивает стабильность.
30015 просмотров