В Абхазии мирно сосуществуют сразу несколько религий. Большинство жителей республики - около 60% - христиане, причем в основном православные, распространен также католицизм. Мусульмане в Абхазии составляют примерно 16% населения. Атеистами считают себя около 8% абхазов. Есть и язычники, а также многие другие, более малочисленные, религиозные общины.
В то же время, в реальности многие из тех, кто относит себя, например, к числу христиан или мусульман, исповедуют традиционную религию - абхазский монотеизм, отмечают ее праздники и совершают ее ритуалы и обряды.
Отметим, что, согласно Конституции, Абхазия - светское государство, жителям которого гарантирована свобода совести и религиозных взглядов.
Абхазский монотеизм
Абхазский монотеизм - это традиционная религия абхазов. Как показали исследования Института востоковедения РАН в 1990-е годы, именно ее придерживаются большинство абхазов, независимо от того, считают они себя православными, католиками или, скажем, мусульманами. Фактически монотеизм лежит в основе мировоззрения всех абхазов.
Монотеизм иногда путают с язычеством, однако это совершенно разные религии. Язычество предполагает веру во множество богов, монотеизм - веру в единого бога.
Абхазы верят, что мир существует благодаря божественному промыслу - он был создан единым, абсолютно бесконечным Богом-Творцом - Анцва. Он всемогущ, благостен и всеведущ, а карает громом и молнией.
Согласно традиционным верованиям абхазов, существует также целый пантеон богов. Среди них:
- бог грозы и молнии Афы,
- богиня охоты и пчеловодства Анана-Гунда,
- богиня земледелия Джаджа,
- божество воды Дзызлан и другие.
Священные обряды совершаются в святилищах. В Абхазии насчитывается 7 главных святилищ:
- Дыдрыпш-ныха,
- Лых-ныха,
- Лдзаа-ныха,
- Лап-рныха,
- Лашкендар,
- Елыр-ныха,
- Инал-куба.
Эти святилища не похожи на привычные приверженцам других религий места - там может не быть как такового объекта для поклонения, внешне место может ничем не выделяться. Например, святилище Лап-рныха - это одиноко растущая высоко в горах огромная ель. У ее подножия стоит жертвенник, но святым является не он, а само место.
Религиозные каноны нигде не зафиксированы - они передаются в виде традиций и обычаев. Духовные лидеры абхазской традиционной религии - жрецы.
Первый шаг к официальному оформлению традиционных верований был сделан в 2012 году - тогда в Абхазии была воссоздана религиозная организация Совет жрецов.
Христианство в Абхазии
Христианство в Абхазию попало очень рано - уже с середины I века. Его проповедь принесли апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфей.
В начале IV века в Абхазии появилась Пицундская епископия, в VI веке император Юстиниан Великий создал автокефальную Абхазскую Епархию, которую возглавлял архиепископ Себастопольский (Сухум).
Самостоятельная Абхазская Православная Церковь была создана в VIII веке и действовала до конца XVIII века. В 1851 году в Абхазии, которая была тогда частью Российской империи, появилась Абхазская епархия.
В 1918 году, когда Абхазия была оккупирована грузинскими меньшевиками, возникла Сухумо-Абхазская епархия непризнанной на тот момент Грузинской Церкви. Официально этот статус был закреплен в 1943 году - тогда Русская Церковь признала Сухумо-Абхазскую епархию частью Грузинской Церкви.
На протяжении последних 30 лет, с 1993 года Сухумо-Абхазская епархия фактически самостоятельна.
Ислам в Абхазии
Ислам в Абхазию пришел гораздо позже - он начал распространяться после падения Константинополя в 1453 году. Уже в следующем году турки взяли город Себастополис и переименовали его в Сухум.
Резкий рост числа мусульман в Абхазии произошел в первой половине XIX века, во время Кавказской войны. Османская империя пообещала оказать помощь абхазам и адыгам, если они примут ислам. Многие пошли на этот шаг. Тогда в Абхазии было создано до десятка деревянных мечетей.