Вестник Кавказа

"Мое детство кончилось с оккупацией Кельбаджара"

Анатолийское агентство
"Мое детство кончилось с оккупацией Кельбаджара"

Уроженцу Кельбаджарского района Азербайджана Базаргану Вердиеву пришлось покинуть родные места, когда ему исполнилось восемь лет - когда армянские войска оккупировали эти земли, его детство кончилось. Теперь ему 36 лет, и он хочет вернуться домой. Анатолийское агентство в материале 'My childhood stood frozen in Kalbajar after occupation' пишет, что сейчас Вердиев оканчивает докторантуру в Стамбуле и собирается на родину.

"Я покажу своим детям, где я родился. Я скучал по всему на своей родине - природе, лесу, горной долине, цветам, мху, растущему на скалах. Я скучал по всему! Когда я вернусь, буду играть со своими детьми во дворе, пойду в лес за нашим домом, буду гулять вдоль реки и наслаждаться запахами лугов", - мечтает Базарган Вердиев.

Ностальгия

Вердиев сказал, что после того, как он и его семья были вынуждены покинуть дом из-за оккупации, одной из самых сложных вещей было оставаться в стороне от своей родины, адаптироваться к новым условиям и жить годами так, как будто они собираются переехать в любой момент. "Трудно жить без Родины. Не недоступность делают вас неполноценным. Вы чувствуете себя птицей со сломанным крылом. Всем жителям Кельбаджара кажется, что они умирать они должны на родине. Я хотел, чтобы родители жили долго, чтобы снова увидеть родину", - говорит Вердиев.

Сначала он не поверил новостям о возможности возвращения на родину: "Такие новости появлялись время от времени в течение 27 лет, но после того, как наша победоносная армия захватила высоты Суговушан и Муровдаг, я понял, что на этот раз все было иначе. Моему счастью не было предела".

Суговушан и Муровдаг были одними из первых территорий, освобожденных азербайджанскими вооруженными силами после обострения конфликта, вспыхнувшего 27 сентября.

Муровдаг занимает в памяти Вердиев особое место: "Когда был оккупирован Кельбаджар, мы приехали в Гянджу второй по численности населения город Азербайджана, пережидая снег и шторм на вершинах Муровдага".

Муровдаг - самый высокий горный хребет на Малом Кавказе, его длина около 70 км, высота 3724 м.

"Я знаю, что обратная сторона Муровдага - наша родина. Для нас, жителей Кельбаджарского района, Муровдаг - запах и дыхание Кельбаджара. Перед смертью многие уроженцы Кельбаджара завещали похоронить себя у Муровдага. Некоторые из наших поэтов также были похоронены в его предгорьях по их последней воле", - сказал Вердиев.

Он подчеркнул, что Азербайджан обязан победой героизму своих солдат, добавив, что национальное единство его народа и наличие политической воли были главными причинами победы: "Национальное единство на таком высоком уровне - предмет гордости!"

Ключи надежды

Вердиев сказал, что его семья бережно хранила ключи от своего дома в Кельбаджаре с тех пор, как они покинули дом.

"Эти ключи - символ нашей надежды. Все годы после отъезда из Кельбаджара мои родители жили с мыслью, что однажды мы вернемся назад. По этой причине они не стали покупать ни землю, ни дом где-либо в другой части Азербайджана с желанием поселиться там навсегда", - рассказал он, добавив, что дом, в котором его семья жила после отъезда из Кельбаджара, также находится недалеко от линии фронта в Геранбойском районе на северо-западе Азербайджана.

Отметив, что часть этого дома была разрушена артиллерийскими снарядами ВС Армении, Вердиев сказал, что его семья не ремонтировала это жилище более 20 лет с мыслью, что они вернутся в свой родной дом, зная, что это временное убежище до тех пор, пока их земли не освобождены.

"У нас были знакомые, которым каким-то образом удалось тайно посетить Кельбаджар и даже снять его на видеокамеру. Многие одалживали эту видеокассету и постоянно пересматривали. В одном из этих видеороликов мы заметили, что наш дом был полностью разрушен. Но мои родители не переставали хранить от него ключи. Эти ключи - единственное, что осталось от нашего дома. Вот почему они очень дороги для нас", - говорит Базарган Вердиев.

Армянский вандализм

Вердиеву трудно смотреть кадры в социальных сетях, где перед тем, как покинуть оккупированные земли армяне уничтожают все - сжигают дома, вырубают деревья, поджигают леса, чтобы не оставлять их азербайджанскому народу: "Эти действия армян, искусно фальсифицирующих историю, раскрыли их сущность. Человек никогда не сможет разрушить свое родное таким образом".

После оккупации многие запирали двери своих домов и брали с собой ключи, зная, что однажды вернутся. "Они сделали это, потому что знали, что унаследовали эти земли, эти дома от своих предков", - рассказывает Вердиев. Судя по видеозаписям, армяне нанесли огромный ущерб окружающей среде и сожгли дома в Кельбаджарском районе.

Около 60 тысяч азербайджанцев, проживавших в этом регионе, после его оккупации были вынуждены покинуть свои дома и расселиться по различным регионам Азербайджана. Власти Армении также привезли в Кельбаджар армян и незаконно расселили их в этом районе.

В полночь 25 ноября 2020 года подразделения азербайджанской армии вошли в Кельбаджарский район. Это произошло во исполнение трехстороннего заявления, подписанного президентами России и Азербайджана, а также премьер-министром Армении в ночь с 9 на 10 ноября.

17855 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ