Министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая рассказала о том, насколько велика вероятность создания единой валютной системы в рамках Евразийского экономического союза.
Она подчеркнула, что "Валютный союз всегда возможен в рамках экономического союза, но мы на данный момент не обсуждаем перспективы валютного союза и единой валюты. На это есть две причины. Первая: для того, чтобы обсуждать валютный союз, необходима потребность в единой валюте. Я всегда привожу простой пример, что европейцы начали обсуждать введение единой валюты, только достроив Таможенный союз. Они принимали решение о введении единой валюты в 1968-1969 гг, хотели эту единую валюту к 1980 году ввести. Но естественно не ввели, по той простой причине, что потребности в этой единой валюте единого внутреннего рынка на тот момент еще не было. Только когда они создали единый внутренний рынок, появилась потребность в единой валюте, потому что тогда издержки от отказа от введения единой валюты перевешивали связанные с этим риски. То есть для этого надо выйти на определенный этап экономической интеграции. И нашему Экономическому союзу надо еще поработать, чтобы потребность в единой валюте появилась".
Татьяна Дмитриевна подчеркивает, что "Мы очень внимательно изучаем опыт Европейского союза. Они тоже вели очень большие дискуссии, что нужно делать раньше – развивать экономический союз или валютный союз? Что ставить вперед – лошадь или телегу? В итоге решили делать это параллельно. Теперь мы прекрасно понимаем, что принимая решение о единой валюте, многие вопросы, которые необходимо было решить, они не решали в силу их чувствительности на тот момент. Только когда развился валютный кризис, связанный с евро, они стали принимать. Очень правильно с их стороны, что они не стали откатываться назад, а вместо этого стали принимать дополнительные решения, дополняющие ту базу, которая является опорой валютного союза. Все решения, связанные с банковским союзом, финансовые меры – это то, что должно предшествовать введению единой валюты, а не являться реакцией на кризис этой валюты. Исходя из этого, мы как раз смотрим как нам дальше развивать экономическую интеграцию. Нам совершенно понятно, что потребности в единой валюте у нас сегодня нет, и мы над этим проектом не работаем".
Татьяна Валовая рассказала, над чем именно сейчас в фокусе внимания ЕАЭМ: "Мы понимаем, что в условиях единого экономического пространства, когда мы разоружились друг перед другом, у нас нет никаких методов торговой и таможенно-тарифной защиты. Мы последовательно снимаем различные нетарифные ограничения, возрастают риски, связанные с валютной несогласованность и с некоординацией макроэкономических политик. Для того чтобы минимизировать эти риски, в нашем новом договоре мы укрепляем все положения, связанные с проведением согласованной макроэкономической политики и взаимодействием наших ведомств и центральных банков в сфере валютной политики".
По мнению министра, "в результате внимательного изучения опыта Европейского Союза, стало понятно, что, действительно, сначала надо гармонизировать финансовый сектор, а потом уже обсуждать какие-то валютные проекты. Именно поэтому мы достаточно четко в договоре прописали, как мы будем создавать общий рынок финансовых услуг. Не позднее 2025 года этот рынок должен быть сформирован, и мы уже приняли решение, что будет наднациональный регулятор, который будет располагаться в Алма-Ате, которая, как мы рассчитываем, станет финансовой столицей нашего союза. Это не означает, что исчезнут национальные регуляторы - они сохранятся, но, поскольку это будет реально общий рынок финансовых услуг, где компания, банк, страховая организация, получившая разрешение на работу в одной стране, сможет уже без дополнительных процедур работать на всем пространстве, необходимо, чтобы эти национальные процедуры были в необходимой степени гармонизированы, чтобы они выполнялись по общим правилам. Для определения этих правил, для мониторинга того, как эти правила соблюдаются, конечно, нам потребуется этот наднациональный регулятор".
Татьяна Валовая подчеркивает, что "нельзя исключать, что в перспективе вопрос о валютной интеграции встанет в повестку дня, но сейчас мы соотносим наши экономические потребности с реалией. Мы намерены создавать Экономический союз с необходимыми элементами, координацией в валютной и макроэкономической сфере".