В современном мире невозможно строить масштабное интеграционное объединение, в котором все развитие и все отношения строятся через единый центр. В глобальном капиталистическом мире локомотивом и движущей силой любого объединения является экономика. И связи строятся не от каждого субъекта к центру, а между каждыми субъектами объединения. То есть, условно говоря, схема должна быть "паутинкой", а не "солнышком", в котором все лучи собираются к центру, но не сообщаются между собой.
Не самым удачным примером интеграции исключительно на политической основе эксперты считают Содружество независимых государств. Образовавшееся на обломках Советского союза, страны СНГ скрепляли лишь общее прошлое и принадлежность к "российской орбите" геополитических интересов. СССР оставил хорошие производственно-экономические связи между советскими республиками, но многие цепочки распались вследствие этнических и территориальных конфликтов, общей дезинтеграции экономики. Да и главный политический и экономический центр – Россия – не могла в 1990-е предложить своим бывшим "вассалам", вдруг ставшими независимыми партнерами, сколько-нибудь привлекательного проекта.
Ни одна из бывших союзных республик (кроме республик Прибалтики) не хотела, да и не могла насовсем рассориться с Москвой. На тот момент главным скрепляющим фактором в СНГ оказалось желание каждой из одиннадцати стран сохранить отношения с бывшей метрополией. При этом экономические, да и политические чаяния вновь образовавшихся независимых государств были связаны отнюдь не с "Единой и неделимой". Кто-то с надеждой смотрел на Европу, кто-то еще дальше, за океан, а у кого-то рядом оказались сильные союзники, кровное (близкие этнические связи) родство с которыми стало намного важнее общей истории с Россией и русскими. Единственными безусловными исключениями стали Белоруссия и Казахстан. И неслучайно, что именно с этими странами Россия приняла решение интегрироваться теснее в первую очередь.
Так, Россия имеет прекрасные союзнические отношения с Арменией и столь же дружеские и теплые – с Азербайджаном. Но, ни в рамках СНГ, ни в другом формате Россия не способна стимулировать налаживание отношений между двумя конфликтующими странами, реанимировать былые экономические и культурные связи.
Евросоюз тоже затрещал по швам именно тогда, когда наметились тенденции смены схемы с "паутинки" на "солнышко". К примеру, Чехия рада быть в зоне евро с Германией, но не готова находиться вместе с Грецией, оплачивая ее долги и подвергая рискам собственную экономику.
Созданный Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенный союз стремится учесть ошибки прошлых интеграционных объединений. Имея всего трех членов в составе, где каждый заинтересован в сотрудничестве с каждым, эта организация имеет хорошие шансы на положительное развитие в будущем.
Подтверждением этому служит недавняя встреча в Астане глав правительств Казахстана и Белоруссии Серика Ахмедова и Михаила Мясниковича. На встрече были затронуты многие аспекты двустороннего сотрудничества. Среди которых были такие крупные проекты как создание совместного предприятия химической промышленности на основе "Могилевхимволокно", передача белорусской стороной технологий в машиностроении и сотрудничество в агросекторе.
В этих же отраслях с Белоруссией сотрудничает и Россия. Как известно, "Беларуськалий" является одним из крупнейших производителей калийных удобрений в СНГ, а белорусская мясомолочная продукция давно присутствует на российском рынке, вытесняя, подчас, отечественных производителей.
При этом все торговые операции между Белоруссией и Казахстаном вынуждено проводятся через территорию России. То есть все три страны Союза активно участвуют во все более интенсифицирующемся торговом и бизнес-потоке.
И здесь Москве необходимо всячески способствовать налаживанию и развитию бизнес-контактов между Минском и Астаной. Пока же, факт российского транзита заметно затормаживает развитие этих отношений. С началом работы Таможенного союза, перевозки через территорию России перестали считаться международными и стали облагаться налогами (НДС), что повлекло некоторое повышение стоимости товаров и замедляет возможный рост активности между казахстанским и белорусским бизнесом.
Однако пока, даже несмотря на это, темпы роста взаимной торговли в пределах Таможенного союза, по заявлению Евразийской экономической коллегии, вдвое превышают рост внешнеторговых операций. Задача Москвы здесь максимально способствовать увеличению этих объемов, особенно, между периферией ТС. Именно в сотрудничестве каждого с каждым, в заинтересованности друг в друге, а не только в помощи от сильной России видится главная сила и перспективы Таможенного союза. Главное – избежать соблазна скорого включения новых, слабых экономически и менее заинтересованных в таких тесных многосторонних и многовекторных отношениях стран, превращения создаваемой структуры в новое СНГ.
Таможенный союз: от "солнышка" к "паутинке"
Алексей Балашов
8035 просмотров