В начале этой недели спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Лахдар Брахими после переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавровым в Москве выразил сожаление, что его призыв к перемирию услышан не был. Напомним, что Брахими призывал стороны сирийского конфликта прекратить огонь на время празднования мусульманского праздника Курбан-байрам. Однако боевики антиправительственных формирований в первый же день перемирия напали на базу вооруженных сил на северо-западе страны, сирийские правительственные силы ответили огнем. Сейчас все стороны, заинтересованные в нормализации обстановки на Ближнем Востоке заявляют о необходимости продолжения переговоров, однако их мнения о происходящем в регионе сильно расходятся. Вчера свою точку зрения на ситуацию на Ближнем Востоке обнародовал востоковед председатель Общества российско-арабской дружбы и делового сотрудничества Вячеслав Матузов.
По его мнению, цепочка переворотов в арабском мире происходит в соответствии со стратегией США по изменению своего имиджа в исламском арабском мире после вторжения в Афганистан и оккупации Ирака. Основные идеологи неоконсерватизма в США практически руководили в те годы американским государством, определяли политическую платформу Джорджа Буша и Кондолизы Райс. Это были американские неоконсерваторы в лице Дика Чейни и Чарльза Краутхаммера. Когда началось переформатирование имиджевой работы США, они высказали точку зрения, что надо уходить от прямой конфронтации. Они толкают нас на конфронтацию с исламским миром, в том числе на Кавказе, и одновременно ведут работу по изменению подходов. Вырабатывается концепция – сбросить весь груз, обузу с внешней политики США в исламском арабском мире, которая мешает Америке добиться поддержки широких народных масс. Им нужна любовь, а не вражда, и они это делают, заставляя нас воевать. Изменив «макияж», но не меняя сути своей политики, американцы поставили под сброс всех своих надежных союзников в арабском мире.
Сейчас наши политики и политологи задают вопрос: как это так, американцы не могли планировать никаких плохих шагов против Хосни Мубарака, это был их надежный союзник в Египте, это противоестественно, это произошло вопреки воле американцев. Я слышал от самых высокопоставленных политических и информационных кругов в Москве эту точку зрения о том, что события в Египте якобы застали американцев врасплох. Но когда читаешь телеграмму посла, видишь, что Хосни Мубарак с ума сходил от того, что делали американцы в Египте, вступая в контакт с оппозиционными «Братьями-мусульманами» и поощряя их на активные действия. Американцы шли на это и, в конечном счете, поставили под нож всех своих союзников, потому что они были действительно коррумпированными, возьмите того же Бен Али в Тунисе. Как вытекает из Wikileaks, племянники жены президента Туниса захватывают яхту, случайно зашедшую в тунисский порт, перекрашивают ее в другой цвет, «была ваша – стала наша», и никто не может ничего сделать, потому что уровень презрения к государству, к законам в этой семейке был таков. И это американский посол докладывает в Госдепартамент еще задолго до всех этих тунисских событий. Бен Али был обречен американцами на уничтожение не потому, что там кто-то сгорел, самосожжение, он был обречен, потому что это уже был балласт, который вызывал гнев и недовольство народа. Американцы пустили его под нож так же, как Хосни Мубарака, как Али Абдаллу Салеха.
Поэтому в таком же состоянии находится сейчас и саудовский режим, катарский режим. У меня есть записи того (в апреле прошлого года случайно забыли выключить микрофон, когда катарский эмир вел переговоры в Вашингтоне с Обамой), как Обама комментировал, кто такой катарский эмир. Никакого «респекта» к своим слугам Обама не испытывает. И катарский эмир охарактеризован здесь абсолютно четко. Богатый «гай», который имеет Джазиру, много денег, поэтому, пока он нам верно служит, мы его будем терпеть. Американская печать опубликовала эти характеристики, данные Обамой.
Говорить о том, что есть раздел между Катаром, Саудовской Аравией и, с другой стороны, Ираном, Сирией, не стоит. И в Саудовской Аравии это все прекрасно понимают. Идет игра «кто сильнее» - силу уважают. Поэтому американцы эту провели классно. Будучи в Вашингтоне, я откровенно сказал американцам: «Ребята, вы получили пять с плюсом за ту работу по разлому, но у вас один огромный минус – разломав арабское сообщество, вы забыли про ту конструкцию, которая появляется после вашей изнурительной работы на обломках этих структур. Если вы считаете, что исламские фундаменталисты – это альтернатива нынешним режимам на арабском Востоке, вы ее получите, если будете продолжать настойчиво следовать этому курсу. Но тогда первый удар получите вы так же, как вы получили 11 сентября после того, как вы начали свергать режимы в Афганистане, в Ираке, везде».
Ливан же я рассматриваю как сгусток всех нервов арабского мира – политических, информационных, финансовых. Я долгие годы дружил с таким известным в прошлом ливанским маронитским лидером Национального блока, как Раймон Эдде. Мы с ним каждую недельку пили чай, много беседовали, я был молодым. Он был лет на 20 старше меня, но я был первым секретарем и культурным атташе посольства, и он принимал меня как официального представителя Советского Союза. Он был одним из немногих людей, которые создавали ныне действующую финансовую, банковскую систему в Ливане. Ливан имел особый статус и до гражданской войны 1975 года, и сейчас сохранил этот статус центра финансовой, банковской деятельности Ближнего Востока. Он был и остается альтернативой швейцарским банкам, лондонской банковской системе и Нью-Йорку. До сегодняшнего дня Ливан был единственной страной в мире, которая сохраняла секреты банковских вкладов от Интерпола. Все остальные страны, включая Швейцарию, уже подчинились диктату американцев и сливают им всю информацию. Вы найдете в Ливане и российские банки, у которых банковской деятельности – ноль, а присутствие там есть. Если вы пройдете по улицам Бейрута, вы увидите вывески наших родных российских банков.
Ливан был всегда информационным центром. Если кто-то хотел знать, что происходит в арабском мире, ему надо было внимательно читать ливанские газеты, когда еще не было Интернета. Это сгусток финансово-экономической, информационной мысли.
Наконец, это было единственное демократическое государство на Ближнем Востоке, а не только в арабском мире, где, действительно, были выборы. То, что сегодня на выборах в Ливане победили сторонники Сирии – результат той самой демократической процедуры, которая исторически сложилась в Ливане. Это – то, что не нравится американцам. «Хазбалла» получила места в парламенте и имеет влияние на ливанское правительство. Но это демократический процесс. Если вы хотите диктаторский режим, меняйте строй в Ливане.
В ноябре месяце прошлого года я посетил Ливан, встречался со своими друзьями и узнал, что некие известнейшие фигуры политического Олимпа Ливанской Республики посетили Ливию, получили 500 миллионов долларов помощи. За счет чего? Это не американская помощь, это за счет ливийских авуаров. Разграбленное ливийское государство стало источником финансирования различных оппозиционных группировок в Сирии. Условие было одно – занимать антисирийскую позицию. Разговаривать с человеком, получившим полмиллиарда долларов, бесполезно.
Когда мы сталкиваемся с политической ситуацией в Ливане, подключаются мощнейшие рычаги воздействия. Мы видим в Сирии открытую на севере границу с Турцией. Границы не существует. Вооруженные группировки с задачей проводить теракты, сбивать боевую авиацию на сирийской территории проникают туда с территории Турции. Где устав ООН? Куда смотрит Совет Безопасности ООН? Совет НАТО принимает решение, поддерживающее члена НАТО Турцию против агрессии. Причем слово «агрессия» несет в себе глубокий смысл, юридический смысл, это ответственное слово. И если Совет НАТО принимает резолюцию, где сказано, что Сирия совершила акт агрессии против Турции, если международная организация НАТО фиксирует акт агрессии, должна быть незамедлительная реакция. Агрессия должна быть подавлена немедленно. А если это не акт агрессии, тогда не надо это слово употреблять в серьезных документах. Слово было употреблено. Почему? Потому что американцы сейчас, столкнувшись с жестким сопротивлением сирийского народа, сирийской армии, потеряли темпы проведения преобразований в арабском мире. И все их планы, нацеленные на переформатирование исламского арабского мира, столкнулись именно на сирийском оселке. Сирия оказала такое сопротивление, которое не было просчитано американскими аналитиками и сорвало глобальные американские планы.
США меняют свой имидж в исламском мире
10900 просмотров