Вестник Кавказа

Российское шоу с национальным подтекстом: взгляд из Европы

Михаил Беляев

Дело Орхана Зейналова – уроженца азербайджанской провинции, подозреваемого в убийстве россиянина Егора Щербакова - случай, во многом, уникальный. Бытовой конфликт, закончившийся убийством человека (к слову, количество убийств в Москве в 2012 году составило 447 человек), повлек за собой последствия, по своим масштабам сравнимые, разве что, с убийством эрцгерцога Франца Фердинанда. Только вместо Сараева у нас Бирюлёво, а год сейчас не 1914, а уже почти 2014.

Резонанс, возникший в российском обществе, привел в боевую готовность отборных российских силовиков, в течение пяти дней профессионально задержавших, а заодно и щедро отпинавших лежащего на земле скованного подозреваемого. Благодаря усилиям журналистов Зейналов в короткий срок успел превратиться из подозреваемого в «бирюлёвского убийцу». Размяли кости в целях профилактики артроза пилоты двух вертолетов, доставившие подозреваемого напрямую к министру внутренних дел Колокольцеву, который, в свою очередь, также не разочаровал широкую общественность, дав, наконец, волю тщательно скрываемой за беспристрастной маской чиновника тяге к театральному искусству. Гигабайты грязи и взаимных обвинений славян и кавказцев в интернете, закрытие Покровского рынка и спекуляции на тему, кому же это выгодно, убийство в течение пары дней узбека и азербайджанца (расследуемые полицией с куда меньшим рвением – видно, указа «сверху» не поступало), нота протеста азербайджанского МИД из-за попрания прав его задержанного гражданина – и мы видим, как преступление обрастает помимо бытовой еще и коммерческой, межнациональной и даже международной подоплеками. И если в дипломатической плоскости Баку и Москва все оперативно урегулируют – по старой дружбе - то удар по международному имиджу России как современного правового государства уже сейчас оказался довольно болезненным. Западные СМИ не упустили возможности критично отозваться о происходящих в стране процессах, делая особый акцент на поощрении шовинизма в обществе и СМИ и жестоком обращении с подозреваемым.
Чтобы убедиться в этом, достаточно включить немецкий телеканал «VOX». Кадры избиваемого ОМОНом обвиняемого Зейналова сопровождаются фразой немецкого корреспондента: «В Германии после этой видеозаписи признательные показания никогда бы не засчитали действительными». В газете Berliner Zeitung немецкий автор в своей статье «Российский отказ признать реальность» анализирует последние московские события и разглагольствует о причинах «разгула шовинизма» в России, проводя при этом параллели с современной западной Европой. «Если бы такое произошло в Берлине или Франкфурте, то политики бы приносили извинения и пытались найти слова сожаления. Но в Москве ситуация иная. Мэр Собянин даже не соизволил появиться на месте антимигрантских выступлений, а любимец либерально настроенного среднего московского класса, ярый критик Кремля Алексей Навальный представил взрыв в Бирюлёво естественной реакцией на путинскую бюрократию и дал старт онлайн-петиции за введение визового режима для выходцев из постсоветских стран Центральной Азии», - пишет журналист. «Ксенофобия в России – это общественный консенсус, а границы «политкорректности» проведены иначе, чем на Западе. Если ты общественная фигура, то, обвиняя во всем иностранцев, ты ничем не рискуешь. Риск начинается лишь тогда, когда ты пытаешься их защитить. Москва изменилась и уже не станет такой, как прежде. Это мультиэтничный город, но никто не наберется смелости признать этот факт», - отмечает автор.

Издание Die Welt, как и большинство других немецких СМИ, обращает внимание на снисходительное отношение российских правоохранительных органов к разбушевавшимся националистам, к которым не было применено никаких серьезных санкций. Газета Junge Welt и вовсе решила не церемониться в высказываниях, называя участников беспорядков в Бирюлёво фашистами.

События в Бирюлёво стали своеобразной лакмусовой бумажкой для российского общества. Вовсе не только для проверки наличия в нем ксенофобских настроений – не секрет, что они были, есть и будут сохраняться до тех пор, пока российский рынок нуждается в дешевой рабочей силе из стран ближнего зарубежья, культурно-этнически инородной. В куда большей степени история с убийством Егора Щербакова продемонстрировала неспособность или же иррациональное нежелание политиков и чиновников адекватно подойти к решению национального вопроса и, в конечном счете, не нашедших иного выхода кроме инициирования очередной «охоты на ведьм» на мигрантских рынках и овощных базах. Этническая тематика располагает к конфликтам в многонациональной стране. «Короткий фитиль российского националистического агрессивного потенциала сгорел в ту секунду, когда мужчина-мигрант зарезал ножом русского мужчину на глазах его девушки», - пишет «Московская немецкая газета» (Moskauer Deutschen Zeitung). «Таких фитилей в России еще много. И в обществе, где постоянно происходят трения, новой искры не приходится ждать долго». Что ж, подождем. Благо, журналисты отечественных телеканалов не упустят возможности устроить для массового потребителя очередное увлекательное шоу с национальным подтекстом.

15770 просмотров