По итогам визита главы КНР в Россию Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и совместное заявление о текущей ситуации в мире и важных международных проблемах. Кроме того, по итогам визита утвержден План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на 2017–2020 годы. В присутствии глав двух государств и на полях визита подписан пакет межправительственных и коммерческих документов о сотрудничестве в различных областях.
Комментируя итоги саммита, директор Института Дальнего Востока РАН, профессор МГИМО МИД РФ Сергей Лузянин заметил, что между Россией и Китаем нет классического идеологического или военно-политического союза, есть стратегическое партнерство: "Оно насыщенное, повестка очень мощная, но это не союз. У каждой из сторон руки свободны в отношениях с третьими державами. Эпоха классических, жестких военно-политических союзов ушла в прошлое. Это отголоски биполярной, двухполюсной системы. Сегодня мир идет в направлении полицентричности, многополярности".
По словам эксперта, у Путина и Си Цзиньпина хорошие личные отношения: "Большая политика очень субъективна, она на 50% завязана на личных отношениях, которые у Путина и Си Цзиньпина очень доверительные, очень высокого формата".
Между тем, Сергей Лузянин считает, что геополитика пронизывает российско-китайские отношения по всем основным параметрам, Россия и Китай могут позитивно влиять на стабильность и развитие, включая и стратегическую стабильность, сохранение безопасности глобальной, региональной, борьбу с терроризмом, с известными вызовами и угрозами в мире.
Говоря об экономическом сотрудничестве, эксперт заметил, что сегодня сдвинулся с мертвой проект строительства двух мостов через Амур; заработали возможности и выгоды привлечения китайских крупных инвестпроектов на территории опережающего развития Приморья и других субъектов Дальневосточного федерального округа; совместные инвестиционные проекты в агросфере. "Мы видим увеличение доли приграничных субъектов в последние годы. В 2015-2016 году было проседание в торговле и на федеральном, и на уровне приграничных субъектов. Это было связано с колебаниями и девальвацией рубля, падением цен на нефть и другими причинами. Но 2017 год показывает очень неплохие тенденции: первый квартал российско-китайской торговли зафиксировал 26,5% роста. Этот тренд продолжает нарастать, то есть, исходя из нынешних показателей, вполне возможно, что мы с провальных $65 млрд за 2015 и 2016 год выйдем на $85, а может быть, даже и $90 млрд по концу 2017 года. Это общая цифра", - заявил Лузянин.
По его мнению, за счет сибирских и дальневосточных регионов формируется мощная экспортная российская опция по продукции сельского хозяйства - зерно, соя, морепродукты, животноводство: "Они привлекают и экологичностью, и прочим. Хотя, здесь тоже есть некоторые недоработки. Дистрибуция в Китае пока российскими фирмами до конца не отлажена, в логистике есть определенные нестыковки. Надо доводить до китайского потребителя российскую продукцию через свои или совместные посреднические фирмы. Пошла в гору электронная торговля. Эти все вещи только начинаются".
Завершившийся двусторонний саммит затронул региональную часть, с прицелом на сибирские и дальневосточные регионы речь идет о проектах в авиастроении, в частности создании дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. "Есть несколько интересных проектов между фондом ”Шелковый путь” и его инвестициям в компанию ”Сибур”, а также между корпорацией ”Русал” и Hebei Sense Company. Это производство машин и технического оборудования, кабелей и так далее. Именно из российских и китайских регионов идут нити, связывающие две огромные страны. Мы имеем хороший пример по экономическому взаимодействию формата ”Волга-Янцзы”. Там довольно диверсифицированные поставки", - говорит эксперт.
По его данным, "если в целом российско-китайская торговля пассивна в отношении Китая, то есть, где-то из $65-69 млрд по 2016 году товарооборота $24 млрд приходится только на российский экспорт, то сегодня мы видим, что это отрицательное российское сальдо сокращается, структура экспорт-импорт постепенно меняется. Ведущую роль здесь играют сибирско-дальневосточные регионы".