Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности министр обороны США Джеймс Мэттис назвал наращивание сил США и их союзников по НАТО в Восточной Европе оборонительной мерой, выразив мнение, что альянсу приходится адаптироваться к новым угрозам.
Между тем, как полагает заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин, в некоторых членах НАТО меняется отношение к самому блоку. По его мнению, экономические проблемы Европы, усугубленные ростом военных расходов, будут двигать ЕС к распаду, о чем свидетельствует Brexit и увеличение влияния левых сил на территории континентальной Европы. Эксперт убежден, что с Россией НАТО воевать не собирается, о чем свидетельствует невмешательство блока в конфликты в Грузии и на Украине. Он также привел в пример ситуацию в Сирии: «Вы думаете, сирийская оппозиция не просит ПЗРК у НАТО, чтобы сбивать наши самолеты? Она это делает уже два года! Ведь в Афганистане в свое время так и было, где они нам очень серьезно там насолили своими «Стингерами» и Redeye. Но сейчас об этом речи не идет».
Размещение войск НАТО у границ России Николай Платошкин назвал реакцией на истерику руководства Украины и прибалтийских государств: «На нее как-то надо было реагировать. На дипломатическом языке это означает ”отметиться”. У НАТО сейчас под ружьем в Европе 1,8 млн солдат и офицеров. В случае мобилизационной готовности у них будет 5 млн. Российская армия сейчас насчитывает 700-750 тыс. человек. Мы полагаемся только на ядерное оружие. Мы заявили, что применим ядерное оружие первыми в случае нападения на РФ обычными силами, чего в советское время не было, потому что тогда у нас было превосходство в обычных силах и средствах над НАТО. Тогда в альянсе говорили, что в случае нападения Варшавского договора обычными силами, применят ядерное оружие. Сейчас у нас подавляющая часть военных расходов идет на модернизацию ракетно-ядерного потенциала. Надо просто модернизировать ядерное оружие, тогда с нами ничего не случится. Если бы блок НАТО хотели на нас напасть, он сделал бы это в 1990-е».