Шесть с половиной лет назад в результате катастрофы польского президентского самолета Ту-154М под Смоленском погибли 96 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, в том числе и сам президент Лех Качиньский. Причины трагедии продолжают выяснять как в Варшаве, так и в Москве, причем из Польши на достаточно высоком уровне сыплются обвинения в адрес России. Речь идет о министрах национальной обороны Польши Антони Мачеревиче и иностранных дел Витольде Ващиковском, которые отметились в последнее время целым рядом русофобских заявлений, заявив, что российская сторона якобы причастна к организации катастрофы польского президентского самолета.
"Такие безответственные провокационные высказывания с одной стороны отражают внутриполитическую ситуацию, очень сложные реалии в Польше, а с другой - ведут к дальнейшему подрыву и без того переживающих не лучшие времена отношений между нашими странами. На днях глава непонятно зачем созданной подкомиссии Сейма по «перерасследованию» обстоятельств катастрофы польского борта №1 под Смоленском Вацлав Берчинський заявил СМИ, что «появились новые свидетельства» по делу авиакатастрофы, указав на появление какой-то новой, «ранее неизвестной» записи переговоров диспетчеров аэродрома «Смоленск-Северный»", - заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Антони Мачеревич
По ее данным, все записи переговоров, как диспетчеров между собой в командном пункте, так и переговоров диспетчеров с экипажем самолета, были еще в январе 2011 году обнародованы и опубликованы, в сети официально выложена видео-реконструкция авиакатастрофы, куда включены аудиозаписи данных переговоров.
"Все эти записи в свое время были тщательно изучены международной комиссией, в работе которой участвовали в первую очередь сами поляки, расшифровка и исследования переговоров велись совместными силами. Более того, все эти материалы также были тогда официально переданы польской стороне и ими опубликованы. Если польская сторона утверждает, что у них появились какие-то дополнительные материалы по этому делу, то мы призываем ее незамедлительно предъявить их международной общественности и, конечно, нам во избежание спекуляций и дальнейшего усиления недопонимания. Это очень серьезные вещи", - предупредила Захарова.
Витольд Ващиковский
В Москве считают, что причины авиакатастрофы под Смоленском давно выяснены. "Эксперты из Польши в свое время принимали участие во всех мероприятиях расследовавшей ее технической комиссии МАК. Польской стороне передавались все необходимые материалы в соответствии с Приложением 13 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года. Глубокое сожаление и недоумение вызывает то, что разговоры о проведении повторного расследования сопровождаются насаждением в публичном пространстве тезиса о том, что уже проделанная экспертами из России и Польши работа якобы способствовала сокрытию улик и важной информации", - посетовала российский дипломат.
На Смоленской площади убеждены, что авторы этой политической антироссийской кампании находятся вне правового поля и вне человеческой морали, причем того, все это активно подкрепляется созданием очередного мифа, каких-то показанных фильмов и публикаций.
На днях новая польская комиссия, которая расследует обстоятельства катастрофы под Смоленском, представила первые результаты своей работы, заявив, что самолет начал разрушаться в воздухе в 900 метрах от места падения, а с регистраторов пропали последние секунды записей, то есть у авиалайнера отказали генератор, двигатель и датчики считывания высоты. Сейчас в Польше намерены создать аэродинамическую модель самолета Качиньского, чтобы выяснить, что же все-таки произошло с лайнером в последней фазе полета.