Вопросы региональной безопасности и оценка роли внерегиональных сил стали основными темами прошедшей сегодня в Баку международной конференции "Геополитика каспийско-черноморского региона: проблемы безопасности".
Модератор конференции, исполнительный директор политологического центра "Север-Юг" Алексей Власов отметил, что в современных условиях резко возрастает роль экспертных коммуникаций: "Необходимо перейти к "постоянной сверке часов", чтобы избежать ошибочных оценок и рекомендаций в тех ситуациях, когда значение произнесенного в эфире слова эксперта возрастает в несколько раз".
Профессор Западного университета, политолог Фикрет Садыхов заявил, что на безопасность в регионе во многом стала влиять ситуация на Украине: "Политики, свергнувшие законно избранного президента, поступили, по меньшей мере, опрометчиво, так как прочертили разделительную линию между частями страны. Неужели они не понимали, как эти шаги отразятся на позиции Восточной Украины и Крыма по отношению к новой власти? Так что здесь еще речь о мудрости и дальновидности украинской элиты".
Эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Антон Финько выразил мнение, что ситуация на Украине не может быть разрешена без учета интересов Востока, Юго-Востока и Крыма: "Нужен широкий диалог с участием внешних сил, и здесь интересы России как важнейшего участника переговоров должны быть учтены безусловно. Сегодня мы наблюдаем резкий рост милитаризации всего каспийско-черноморского пространства, и развитие кризиса в Украине будет продолжаться, этот процесс может стать неконтролируемым, особенно учитывая политику внерегиональных игроков". Финько обратил внимание на то, что Украина в настоящий момент выдавливается на периферию европейской политики, а Россия ограничивается в стремлении вернуть статус мировой державы. "И эти тенденции могут оказать серьезное влияние на стратегическое положение дел в регионе. Если же говорить непосредственно об украинской ситуации, то "управляемый хаос" выступает сейчас против управляемой демократии. У модели "хаоса" есть серьезный недостаток: она хорошо работает в фазе смены режима, но дает сбой в момент перехода к стабилизации, так как не предлагает субъекта, который может проводить необходимые преобразования", - сказал эксперт.
Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев считает необходимым создать новую модель обеспечения безопасности в регионе. "Основой этой модели может стать взаимодействие между Россией, Турцией и Ираном, причем система безопасности должна быть внеблоковой. Не нужно ждать от НАТО и США, что они могут разрешить хоть одну региональную проблему. Это - иллюзия. Ситуация в Сирии ярко показала, что роль США и Запада в ее развитии дает повод усомниться в эффективности подобных стратегий".
Депутат Милли меджлиса Азербайджана, политолог Расим Мусабеков сказал, что появление внерегиональных игроков на Каспии маловероятно, отметив уровень взаимодействия каспийских стран: "Объемы военно-технических контактов Азербайджана с Россией превосходят уровень аналогичных контактов со многими другими ведущими странами. Политика - это тот же самый торг, и, скажем, по вопросу о Габалинской РЛС не следует копить обиды и отягощать наши отношения взаимными претензиями".
"Сегодня меняется и ситуация вокруг Ирана, начинают развиваться новые крупные совместные инфраструктурные проекты, в которые, помимо Азербайджана, Исламской республики Иран и Грузии, вовлечен и Казахстан, и ряд других региональных стран. Можно с уверенностью сказать, что экономика способна стать драйвером позитивных перемен в ситуации с безопасностью в каспийском регионе. Не думаю, что на Каспии появятся внерегиональные игроки - к этому нет реальных предпосылок. Игра идет внутри региона: к примеру, удастся ли привлечь Туркменистан к поддержке позиции Москвы, Баку и Астаны по секторальному делению Каспия. Если удастся, то и Иран может пойти на более эффективный диалог", - думает Мусабеков.
По его мнению, для Баку актуальна проблема коммуникации с Ираном: "Иногда мы до конца не понимаем, какие задачи ставят перед собой переговорщики со стороны Тегерана. Нам надо вовлекать Иран в прагматичный диалог, и делать это вместе с Россией".
Гендиректор "Новости-Азербайджан" Гюльнара Мамедзаде убеждена, что "риски системно возрастают и присутствуют по всему периметру каспийско-черноморского региона. В частности, после Вильнюсского саммита сделана попытка переформатировать политическое поле в ряде постсоветских стран, и это - ответ внешних сил на попытки создать Евразийский экономический союз. Таким образом внерегиональные игроки пытаются поставить под контроль каспийско-черноморский регион, или, по крайней мере, навязать России торг на невыгодных для нее условиях. Их появление на Каспии в формате стационарных баз маловероятно, но ситуация на Украине четко демонстрирует эту тенденцию".
Турецкий профессор, доктор политологии Халдун Ялсинкая заявил, что Анкара обеспокоена позицией НАТО и других внерегиональных игроков на Каспии и Черном море не меньше, чем Россия: "Это наше общее беспокойство, и, быть может, нам стоит решать проблемные моменты через систему ОЧЭС. Даже в годы холодной войны, являясь членом НАТО, Турция стремилась к мирному решению спорных вопросов. Анкара негативно оценивает перспективы усиления внерегиональных игроков, понимая и принимая все риски, связанные с этим".
Грузинские власти вынуждены действовать максимально осторожно в своей политике сближения с Москвой, так как оппозиция готова использовать любую ошибку "Грузинской мечты" в своих целях, заявил журналист "Новости-Грузия" Александр Имедашвили. "К примеру, запланированная встреча Карасина и Абашидзе была отложена из-за событий на Украине. Грузинский бизнес доволен нормализацией торговых отношений, ожидается отмена виз, так что процесс движется, но проблемы конфликтов по-прежнему осложняют контакты между Москвой и Тбилиси. Этим, конечно, активно пользуется оппозиция, сторонники Саакашвили". Имедашвили обратил внимание на тот факт, что большая часть населения Грузии вряд ли ориентируется в программах НАТО, и потому проект вступления страны в альянс испытывает проблемы в информационном обеспечении. "Соответствующий референдум проводился при Саакашвили, но какие тенденции в обществе развиваются сейчас? Скажем так, все намного сложнее. Поэтому и здесь новое грузинское руководство занимает более осторожную и взвешенную позицию, и речь сейчас ведется именно о перспективе, а не о решении сегодняшнего дня".
Участники конференции сошлись во мнении, что тенденции развития региона в ближайшей перспективе определяет ситуация конфликта. "Активизация внерегиональных сил приводит к дальнейшей хаотизации конфликтов - это касается и Каспия, и черноморского региона. Необходимо вернуться к обсуждению общих правил игры, что может быть сделано и через ОЧЭС, и через ОКС как форматы для диалога региональных стран в противовес попыткам дестабилизировать обстановку в регионе. Это касается и проблемы Конвенции, и военно-политического сотрудничества. Такова задача и для России, и для Казахстана, и для Азербайджана. У каждой из стран есть свои проблемы, но вопросы безопасности необходимо решать сообща", - выразил уверенность Алексей Власов, добавив, что фактор НАТО в этой связи не просто деструктивен, но и откровенно опасен.