В воскресенье в Киргизии прошли парламентские выборы. По предварительной информации ЦИК, после 99% обработки бюллетеней, лидерство принадлежит Социал-демократической партии, ей отдали свои голоса 27,5% избирателей. За ней следуют партии "Республика-Ата Журт" (20,1%), "Кыргызстан" (12,8%), "Онугуу-Прогресс" (9,3%), "Бир-Бул" (8,5%), Ата-Мекен (7,75%). По данным местных источников, представленные ЦИК результаты могут в дальнейшем измениться, но не существенно. Это означает, что победители парламентской гонки принципиально определены. По киргизскому законодательству, для прохождения в парламент партия должна перешагнуть через 7-процентный барьер. Таким образом, сложности могут возникнуть только у «Ата-Мекен», которая, по предварительным данным, всего на 0,7% превосходит искомую планку.
Какие выводы уже сейчас можно сделать по результатам прошедшего голосования? На этот вопрос "Вестника Кавказа" отвечает исполнительный директор политологического центра «Север-Юг» Юлия Якушева:
Первое – Кыргызстан прошел очередной тест на демократию. Выборы прошли транспарентно и конкурентно. Партиям были предоставлены равные возможности для агитации. Другой вопрос, насколько каждая из партий сумела воспользоваться этими ресурсами.
Второе – в победителях оказались те партии, которые в своих предвыборных платформах стремились уйти от чисто популистских лозунгов и обратиться к реальным проблемам страны и возможностям власти решить эти проблемы. Прежде всего, речь идет о пропрезидентской партии СДПК, которая провела наиболее технологичную избирательную кампанию.
Третий момент – внутриполитические проблемы в ходе избирательной кампании доминировали над внешнеполитическими вопросами. Исключение составил вопрос об участии Кыргызстана в ЕАЭС, который нашел отражение в платформах практически каждой из партий-участников избирательной гонки. Практически все политические силы в КР позиционировали себя как проевразийские и пророссийские. Это серьезный тренд, который может стать определяющим не только на ближайшие пять-семь лет, но и на стратегическую перспективу. Так в Кыргызстане общество оценивает внешнеполитические приоритеты для своей власти.
Четвертое – власть практически не использовала административный ресурс, что напрямую отразилось на результатах выборов. Если в ходе голосования и проявились какие-то просчеты, то они носили, скорее, технический характер. При явке более 50% партия Алмазбека Атамбаева, его политический курс, в том числе, нацеленный на дальнейшее укрепление отношений с Россией, получает серьезную поддержку. Дело за тем, чтобы этот ресурс поддержки использовать. Перед Кыргызстаном стоит задача проведения системной модернизации как в политической, так и экономической сфере. Нет сомнений в том, что Москва станет надежным союзником Бишкека в реализации этой важнейшей миссии.
"Многие аналитики прокомментировали итоги прошедших выборов с точки зрения организации голосования, конкурентности электорального процесса и возможных раскладов сил внутри будущей парламентской коалиции. Все это, безусловно, важные аспекты вопроса. Но мне бы хотелось остановиться на другой проблеме – какова актуальная повестка дня для Кыргызстана, с какими проблемами придется уже в ближайшее время столкнуться партиям-победительницам. И, наконец, какое влияние выборы могут оказать на внешнеполитический курс КР, отношения между Кыргызстаном и Россией. Иными словами, попытаться заглянуть в ближайшее будущее поствыборного Кыргызстана", - заявила Якушева.
По ее мнению, вопрос, от решения которого напрямую зависит будущее страны – проблема системной модернизации экономической и социальной сферы. Почти каждая политическая сила, участвовавшая в выборах, представляла собственную версию идеального будущего для Кыргызстана, но лишь немногие партии (СДПК, Кыргызстан, некоторые другие) пытались обозначить механизмы достижения амбициозных целей.
"Ключевое звено – резкий подъем качества человеческого капитала в КР. Это касается и научно-интеллектуальной сферы, и качества управленческих кадров и возможностей для молодежи искать свое будущее в родной стране через получение востребованных профессий. На этом направлении реформ есть огромный потенциал сотрудничества между Кыргызстаном и Россией, хотя, надо признать, что и со стороны российских чиновников далеко не всегда существует четкое понимание важности и значимости этого аспекта двухстороннего сотрудничества", - заявила Якушва.
По ее словам, особую актуальность сейчас обретает построение современного государства, основанного на демократических институтах, прозрачности системы управления и квалифицированных чиновничьих кадрах. Этот аспект предвыборных программ также наиболее глубоко был прописан у СДПК, что закономерно, поскольку именно Атамбаев является одним из главных сторонников проведения масштабных реформ в сфере государственного управления. Нынешний мандат доверия партиям, нацеленным на серьезные реформы, должен позволить реализовать намеченное, превратить борьбу с коррупцией из ситуативной кампании в полномасштабную стратегию оздоровления всех уровней государственной службы.
Что касается отношений Бишкека с Россией и ЕАЭС, то, по мнению эксперта, "ожидания в Кыргызстане большие, но процесс адаптации национальной экономики к требованиям ЕАЭС очень сложен и долог. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы кыргызстанцы получали максимально оперативную и достоверную информацию обо всех аспектах деятельности ЕАЭС. Имели полноценный доступ в информационное пространство Союза. Это касается как местных бизнесменов, так и обычных граждан КР. Как мы видим, задание на завтра касается напрямую не только наших партнеров в Кыргызстане, успешно прошедших очередной тест на демократию, но и нас – россиян".