В исламском мире существуют три главные мечети: Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине и Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме, которые почитаются всеми без исключения мусульманами. Все остальные молитвенные дома шариат делит на две категории: квартальные — для ежедневного пятикратного намаза жителей ближайшей округи, а также соборные джума-мечети— те, в которые на пятничную молитву собирается вся община. Джума-мечеть Дербента считается местом, откуда началось распространение ислама в России. По сути это архитектурный ансамбль, в который входят сама мечеть, медресе и жилые помещения для имамов. Возведение мечети датируется 734 годом. В то время она была самым крупным строением в городе.
По словам служителя мечети Фархата Алиева, соборная пятничная мечеть Дербента – одна из древнейших в мире, и самая древняя на постсоветском пространстве. На ее главных воротах написаны стихи из Корана: «Входите с миром». Другая надпись над входом в мечеть гласит, что в 1368 году мечеть пережила землетрясение, после чего восстановлена бакинцем Тажуддином.
"Во дворе Джума-мечети растут вековые платаны, которым около 800 лет. На первом этаже расположено 13 келий для студентов медресе, постороженного в конце XV века. Более позднее медресе построено в начале XIX века, - рассказывает Алиев. - Внутренняя площадь мечети 2100 квадратных метров. Справа от входа 20 колонн стоят перпендикулярно, а слева 20 колон наклонены. Они наклонились после землетрясения, и по крыше пошли трещины. Пригашенный из Баку мастер поднялся на крышу, увидел замковую кладку и посоветовал построить подпорную стену".
Самое главное, что в процессе реконструкции мечети не была нарушена ее гармония. Дело в том, дербентская джума-мечеть, как и любая другая, считается символическим выражением мусульманской духовности, поэтому должна нести идеи упорядоченности в противовес беспорядку. Архитекторам удалось восстановить мечеть так, что уже несколько веков при взгляде на нее создается вневременное ощущение.
"Недавно мы окончательно привели в порядок роспись", - рассказывает Фархат Алиев. Этот элемент считается важным для каждодневного общения с Богом. На протяжении веков художники, считаясь с запретом на изображение людей и животных, передавали идею бесконечности и неделимости Аллаха через узоры, основанные на растительных и геометрических мотивах, и арабески – каллиграфические надписи, которые, повторяясь бесконечно, создают единое декоративное поле.
Не выбивается из интерьера и новая люстра, подаренная мечети меценатом. Светильники в убранстве мечети вообще играют особую роль, усиливая эмоциональное восприятие ритуального пространства. Играющий разными оттенками свет, отражаясь от окон, вписывается в общую эстетику сакрального места.
Фархат Алиев с гордостью показывает ковры, которыми устланы полы мечети: "Дагестанские ковры не уступают персидским. В Дербенте была фабрика, откуда ковры развозились во все страны мира. В советские времена наши ковры экспонировались на ВДНХ, там был даже 10-метровый ковер с изображением Ленина. На Олимпиаду 1980 года делали сувенирные ковры. После того как во главе Дагестана встал Рамазан Абдулатипов, у нас началось возрождение народных промыслов, в том числе ковроткачества. Но немало ковров и светильников мечеть приняла в дар от меценатов, фамилии которых мы записываем в четырех книгах - кто принес, когда принес, из какого села или города даритель. Мы молимся за этих людей. Сегодня у нас 1562 ковровых изделия".
Отвечая на вопрос о разделении в мечети времени отправления ритуалов представителями разных ветвей ислама, Фархат Алиев сказала: "Сначала заходят, молятся сунниты, потом шииты. И те, и другие молятся пять раз в день. Но мечети не могут быть суннитскими или шиитскими по определению. Мечеть - это дом Аллаха. Для нас един Пророк и един Коран. Бог нас создал из праха, в прах и превратит. Весь божественный свет направляется в Каабу, каждый раз, когда мусульманин прикладывается лбом к священному камню, божественный свет устремляется в него и наступает просветление".
Алиев также акцентировал внимание на том, в 2000 году исполнилось 1400 лет по мусульманскому летоисчислению с момента начала проповеди ислама на территории РФ, которое было положено прибытием в Дербент сподвижников пророка Мухаммада. 1400-летний юбилей имел огромное значение не только для российских мусульман, но и для христиан - помог понять богатство и многообразие духовных компонентов российской цивилизации, ставшей своеобразным синтезом Востока и Запада, Европы и Азии.