Армения и Россия готовят проект соглашения об утверждении механизмов формирования цены на газ на границе, информирует газета "Голос Армении" со ссылкой на первого заместителя министра энергетических инфраструктур и природных ресурсов республики Гарегина Баграмяна. "На заседании армяно-российской межправительственной комиссии была достигнута двусторонняя договоренность: для того чтобы иметь более предсказуемую и стабильную ценовую систему, до 1 июля должен быть представлен на обсуждение проект соглашения о механизмах формирования цены на газ на границе", - сказал Баграмян. По словам руководителя ведомства, благодаря этому соглашению, всем сторонам станет понятно, каким образом в течение последующих пяти лет будет формироваться цена на газ. "Это не исключает того, что, например, в рамках политических договоренностей будет установлена более низкая цена, чем получается в рамках данного проекта", - сказал Баграмян. Вместе с тем он отметил, что на данный момент нет подсчетов относительно вероятной цены на газ в последующие годы.
Издание вспоминает, что команда Пашиняна включилась в процесс газовых переговоров едва пришла к власти. Ей пришлось это сделать, поскольку срок соответствующего армяно-российского договора, подписанного в 2016 году, завершался в конце прошлого года. До заключения договора 2016 года Армения покупала у России газ по цене 165 долларов США за 1000 кубометров. В рамках упомянутого договора эта цена была снижена до 150 долларов за 1000 кубометров. И вот завершение действия этого соглашения, собственно, заставило новую власть Армении попытаться сохранить 150-долларовую цену. Сделать этого не удалось, российская сторона вновь установила 165-долларовую цену. Однако пикантность ситуации заключалась в том, что новое руководство Армении обещало общественности не повышать тарифы для потребителей при любом исходе переговоров, и для обеспечения правдоподобия было найдено на первый взгляд оптимальное решение: цена на газ на границе повысилась, но тарифы не изменились. То есть Пашинян и его команда вроде бы сдержали обещание, население Армении в преддверии зимы не получило неприятного сюрприза в виде роста тарифов. Да и российская сторона в принципе получила то, чего хотела. Казалось бы, интересы всех сторон учтены. Но на самом деле, как замечает автор статьи, в роли жертвы оказались интересы армянского государства. Уже который месяц, поясняет он, компания "Газпром Армения" покупает газ по новой, возросшей цене, а продает его армянским потребителям по старым тарифам. Разумеется, компания несет немалые финансовые потери. Расходы увеличились, доходы - прежние.
Чисто теоретически ситуацию могло бы изменить в позитивную сторону, скажем, существенное увеличение объемов потребления. Но это из области фантастики. Тем более при нынешнем состоянии армянской экономики. Другой путь, который даже сейчас рассматривается - сокращении штатов в "Газпром Армения". По некоторым публикациям в прессе, под сокращение могут подпасть около 2,0 тыс. сотрудников компании. Но, с другой стороны, это очередная армия безработных. На фоне массового закрытия рабочих мест в стране, сокращений в госсистеме и в частном секторе, и с точки зрения фискальных интересов страны это - ЧП. Ведь, таким образом, казна лишается поступлений по части подоходного налога от работающих лиц. Тем не менее по степени болезненности удара, наносимого государственным интересам Армении, перечисленные факторы - мелочь, считает автор.
Есть и гораздо более тревожный аспект проблемы. Уже несколько месяцев в поисках путей решения проблемы правительство Армении и "Газпром Армения" ведут переговоры. Суть их по большому счету сводится к тому, чтобы найти схему, которая позволит не повышать тарифы и в дальнейшем. Пока идут переговоры, "Газпром Армения" воздерживается от резких шагов по сокращению своих расходов. То есть продолжает нести реальные финансовые потери, которые, естественно, фиксируются в документации компании. А потери, как известно, должны быть компенсированы, и компенсировать их, так или иначе, будет государство. Будь то финансовая компенсация или геополитическая. Вопрос компенсации, скорее всего, затронет и рядового потребителя. Скорее всего, когда тарифы будут пересмотрены - а это рано или поздно произойдет, - сегодняшние финансовые потери компании, так или иначе, будут учтены в новых тарифах, полагает автор.
***
Российская делегация во главе с вице-премьером Виталием Мутко участвовала в ХХ заседании межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между РЮО и РФ. Участники МПК обсудили вопросы предоставления российской финансовой помощи Южной Осетии в целях ее социально-экономического развития. По итогам встречи стороны утвердили план инвестпрограммы на 2020-2022 годы, сообщает портал "Спутник-Южная Осетия". Как рассказал журналистам Мутко, программа охватывает более 30 проектов, среди которых организация дорожной сети и коммунальных структур. Стоимость реализации инвестпрограммы составит 1,5 млрд рублей в год. Президент РЮО Анатолий Бибилов отметил, что список объектов программы вошли школы, детские сады и детский лагерь отдыха, который будет создан в Дзауском районе.
* * *
Традиционно сильные экономические связи между Азербайджаном и Ираном за последние несколько лет обрели качественно новое содержание. Наращивая торговый оборот, оба государства, в то же время, активно реализуют совместные железнодорожные и электроэнергетические проекты, инвестируют в фармацевтику, автопромышленность и аграрный сектор, пишет газета "Азербайджанские известия". Очередным шагом в этом направлении стала закладка фундамента совместного предприятия по производству в Азербайджане автобусов и грузовиков, церемония которой была приурочена к состоявшемуся 18-19 апреля визиту в Азербайджан министра промышленности, шахт и торговли Ирана Резы Рахмани. В ходе этого визита также состоялось открытие Иранского торгового центра в Chinar plaza в Баку. Активное сотрудничество деловых кругов двух стран в сфере автопроизводства началось несколько лет назад с совместного проекта азербайджанской компании ОАО AzerMash и иранского автогиганта — Iran Khodro. Введенный в строй в середине прошлого года автозавод в Нефтчалинском промышленном квартале с июня 2018 по март 2019 года произвел около 1,5 тыс. автомобилей под торговой маркой Khazar.
На состоявшемся в марте текущего года бизнес-форуме компания AzerMash и иранская Qartal договорились о совместном производстве автобусов и грузовиков. Стоимостью проекта составляет 10 млн евро. Кроме того, был подписан договор с иранской компанией Etihad о реализации совместного проекта по производству автомобильных запчастей. На первом этапе производственная мощность автозавода составит 500 автобусов и грузовых автомобилей в год, на втором — увеличится вдвое. Производимые на заводе автобусы также будут экспортироваться в соседние страны. По словам директора AzerMash Эмина Ахундова, возглавляемая им компания в перспективе планирует построить в Азербайджане завод по производству прицепов для грузовых автомобилей, а на начальном этапе станет дистрибьютором прицепов иранской компании "Марал трейлер", с которой в пятницу было подписано соответствующее соглашение. Проекты в сфере автопрома далеко не единственные проекты, совместно реализуемые в последние годы Тегераном и Баку. В настоящее время около тысячи иранских компаний задействованы в Азербайджане в сфере услуг, торговли, связи, промышленности, строительства. Иран вложил более 3,4 млрд долларов США инвестиций в экономику Азербайджана: 3,3 млрд из них приходится на долю нефтяного сектора, 120 млн инвестировано в ненефтяной сектор.
По словам министра экономики Азербайджана Шахина Мустафаева, в прошлом году товарооборот между двумя странами вырос на 74%, а в январе-феврале 2019 года и вовсе был достигнут 4,5-кратный рост относительно показателей аналогичного периода прошлого года. В целях сохранения этой динамики Баку и Тегеран намерены наращивать инвестиционные проекты в ненефтяном секторе экономики. В частности, в Пираллахинском промышленном парке будет построен совместный с Ираном фармацевтический завод, фундамент которого был заложен еще в январе 2017 года. Акционерами предприятия выступают иранская компания Tamin Pharmaceutical Investment Company с долевым участием 49%, а также Азербайджанская инвестиционная компания 25% и Azersun Holding 26%, планирующие вложить 20,6 млн долларов в совместное производство 84 лекарственных препаратов, объемом порядка 200 млн таблеток и капсул ежегодно. Еще одним перспективным для совместных усилий направлением могут стать совместные проекты в сфере аграрного производства и переработки, в том числе, в таких сегментах животноводства и растениеводства, как искусственное осеменение, импорт и разведение новых элитных пород, семеноводство, производство картофеля и шафрана и других, с использованием иранского опыта в области крупнотоварного аграрного производства и переработки.
* * *
Портал "Спутник- Абхазия" публикует интервью посла России в Абхазии Алексея Двинянина, которое тот дал РИА "Новости". По оценке дипломата, российско-абхазские отношения развиваются по восходящей, увеличивается товарооборот, подписано более торговых 130 договоров. Абхазия — это, по сути, южный рубеж Российской Федерации. В России большая абхазская диаспора - несколько тысяч человек. Порядка 80% абхазского населения граждане России. В 2008 году подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и АбхазиейЮ а в 2014 году — Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве между странами. "Эти документы заложили основу в том числе для защиты Абхазии от Грузии. Также в определенной степени эти договоры являются буфером между Россией с Абхазией и Грузией, которая, как известно, всеми правдами и неправдами стремится в НАТО. И если когда-нибудь Тбилиси будет в альянсе, то у нас здесь, в Абхазии, уже создана серьезная группировка сил и средств. Внешние границы Абхазии и Грузии охраняет пограничная служба ФСБ России по Республике Абхазия. То есть в плане безопасности у нас практически все решено", - подчеркнул дипломат.
Касаясь заявления президента Грузии Саломе Зурабишвили о необходимости создать новый международный формат, в рамках которого возможен диалог по вопросу Абхазии и Южной Осетии, посол заметил, что женевский формат вполне подходит для мандата, зафиксированного в договоренностях Медведева — Саркози от 12 августа и 8 сентября 2008 года. Не обошел стороной российский дипломат и вопрос криминогенной обстановке в Абхазии. Летом 2017 года после резонансных инцидентов с россиянами в Абхазии бывший посол РФ Семен Григорьев выразил возмущение в связи с разбойным нападением на российских туристов и предупредил об ухудшении криминогенной ситуации в республике. В начале этого года было совершенно сразу два преступления против россиян: 14 января в ходе разбойного нападения был убит уроженец Костромы Михаил Маслов, а на следующий день произошло покушение на бизнесмена Михаила Еваленко. Двинянин с сожалением заметил, что криминогенная ситуация в Абхазии оставляет желать лучшего и сейчас. Помимо упомянутых случаев, ранее имел место и ряд рейдерских покушений на российскую собственность, особенно на побережье Черного моря. Нередки криминальные действия и против туристов. Хотя республика делает все возможное для улучшения ситуации, говорить о ее кардинальной перемене пока не приходится. Чтобы не допустить нападения на российских туристов в этом сезоне, была проведена встреча российского посла с министром МВД Абхазии, где предметно обсуждалась эта тема. В определенной мере к борьбе с криминалом подключена и Служба госбезопасности Абхазии. Консульский отдел посольства отслеживает все случаи нападений на граждан России и при необходимости принимает нужные меры, заверил посол.
***
Промышленный сектор дагестанской экономики растет. Темпы хотя и выше среднероссийских, но ниже, чем в предыдущие годы, и связано это с завершением цикла перевооружения армии страны. Однако возможное дальнейшее снижение объемов оборонных заказов в республике успешно компенсируют наращиванием продукции гражданского назначения, пишет газета "Дагестанская правда". В настоящее время на Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Каспийске на площади порядка 150 га идет работа по переводу сюда двух крупных промышленных предприятий Дагестана. Если у завода им. Гаджиева здесь уже построено и запущено в эксплуатацию несколько цехов, то новый литейных цех ООО "Каспий Композит" к строительным работам только готовится. Как рассказал генеральный директор ООО "Каспий Композит" Казбек Кандауров, на новом автоматизированном производстве стекловолокна с его дальнейшей переработкой в технический текстиль будет открыто порядка 185 новых рабочих мест. Мощность нового завода составит 2365 тонн стекловолокна в год, а предполагаемые инвестиции составят 311 млн рублей, из которых доля собственных средств – не менее 22,5%. В числе проектов, способных обеспечить прорыв в росте объемов промышленного производства в Дагестане, – реконструкция третьей технологической нитки по производству кормовых фосфатов. Также планируется к реализации масштабный проект ООО "ЭкоЭнержи" в Самурском энергетическом кластере, который предполагает создание 525 МВт возобновляемой генерации на основе использования малых ГЭС, солнечной и ветровой энергии. Только на первом этапе реализации проекта в освоение Самура предполагается инвестировать 4,6 млрд рублей. И это далеко не все, множество инвестиций ожидают площадки муниципалитетов и индустриального парка "Аврора", говорится в публикации.
Но наиболее амбициозным проектом можно считать в скором времени начало серийного производства в республике самолетов МАИ-411 на Кизлярском электромеханическом заводе (КЭМЗ), который инвестирует в него более 600 млн рублей. Первый самолет МАИ-411, построенный на базе предприятия, рассчитан на четырех пассажиров. Расчетная дальность полета – до 1500 км, максимальная скорость – до 270 км/ч. Этот успех здесь намерены развивать. Ставка делается на то, что в стране идет развитие инфраструктуры малой авиации, возобновление региональных маршрутов. Освоение производства, сертификация и продажа самолетов МАИ-411 будут осуществлены в рамках государственной программы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы". В совершенствовании типовой конструкции самолета МАИ-411 активное участие принимает Московский авиационный институт. У завода есть возможности для получения компенсации части затрат на разработки и производство за счет федеральных средств.