Вестник Кавказа

Обзор грузинских СМИ за 13-19 мая

Обзор грузинских СМИ за 13-19 мая
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Главным политическим событием последних дней в Грузии стал съезд партии "Грузинская мечта", прошедший 14 мая, на котором ее новым главой был избран премьер-министр Георгий Квирикашвили.

"Несмотря на весь ажиотаж, на 4-м съезде "Грузинской мечты" не было ни существенного обновления партии с "множеством новых лиц", ни каких-то сюрпризов. На съезде ничего не было сказано и о планах на будущее или предвыборной программе. Запомнилось только то, что весь съезд прошел удивительно быстро - за 30 минут. Съезд открыл вице-премьер Каха Каладзе, который заявил, что в партии будет "много новых лиц" и "партия в обновленном составе, с высокопрофессиональными и мотивированными людьми приступит к работе над реализацией нашей мечты", - пишет "Резонанси".
"Этим "множеством новых лиц" оказались 7 человек, почти никто из них обществу не знаком. На съезде был обновлен состав политсовета, в который вошло 9 новых членов. Среди них двое - министр Давид Бакрадзе и исполнительный секретарь партии Ираклий Кобахидзе - не считаются новыми лицами. Следовательно, лишь треть "обновленного" политсовета на самом деле оказались старыми лицами, нередко фигурирующими в разных скандалах. Например, Гию Вольского и Звиада Квачантирадзе бывший политический секретарь партии Армаз Ахвледиани называл "старыми политическими крокодилами" и "советским пережитком", которые не хотят обновления партии. Также в "Мечте" было большое противостояние против Давида Саганелидзе, которого обвиняли в единоличном управлении и невниманию к иному мнению. Эка Беселия и Манана Кобахидзе связаны со скандалом вокруг помилований, независимый депутат сакребуло Алеко Элисашвили обвинял их в получении взятки взамен на освобождение заключенных", - отмечает издание.

"Интригой съезда стали неприглашенные и непришедшие политики. Не был приглашен президент страны. Был приглашен, но не пришел председатель парламента, как и другие депутаты-республиканцы. "Мы посчитали достаточным присутствие двух министров на съезде партии партнера-конкурента... Хидашели была в Баку, а Усупашвили было необязательно присутствовать на съезде, у него были другие дела..." - заявил Давид Бердзенишвили, который не был приглашен на съезд. "Национальный форум" на съезд не пригласили, потому что те уже покинули состав коалиции. Не был приглашен и Гоги Топадзе. Не пришел Тамаз Мечиаури, который впоследствии заявил, что это не было демаршем, просто он не хотел "отбывать номер" с той командой, которая придерживается радикально противоположного внешнего курса. В конце дня он заявил, что не будет в списке "Мечты" и "найдет людей своего ума", - сообщила газета.
"На подобных мероприятиях программная речь партии готовится заранее. Таким было выступление Георгия Квирикашвили, но, думаю, оно показало и его взгляды, особенно - относительно внешнего вектора и оккупации. Он опять заявил, что западный курс страны не изменится и Грузия не смирится с оккупацией. Квирикашвили также рассказал об экономических направлениях и важных проектах в этой сфере. Я бы пожелал, чтобы он уделил больше внимания событиям в регионе и стоящим перед страной вызовам, но за одну речь наверно сложно затронуть все вопросы. Хорошо, что в конце концов у "Мечты" есть новый председатель и я надеюсь, что Квирикашвили сможет безошибочно и правильно управлять партией. "Грузинской мечте" это необходимо", - цитирует эксперта Мамуку Арешидзе "Квирис палитра".

"Что касается политсовета, он обновился, но никто из новичков, кроме Давида Бакрадзе, мне не знаком. Их преимущество в том, что за плечами у них нет политического прошлого и в своих профессиях они добились успеха. На мой взгляд, сначала их нужно было интегрировать в партийную жизнь, дать им проявить себя и лишь затем избрать в политсовет... Будем надеяться, что они смогут проявить себя на политической арене. Что касается старых членов, я ждал, что после тех скандалов Эки Беселия и Мананы Кобахидзе в составе политсовета партии больше не будет, но этого не произошло... На мой взгляд, кое-кому не место в этом органе. Этот человек очень многое испортил и навредил имиджу партии... Определились и контуры списка правящей партии - эти новые лица, которые уже попали в политсовет, обязательно попадут в первую двадцатку", - предположил он.

Еще одним знаковым событием стало оглашение обвинительного приговора экс-сотрудникам Минобороны по так называемому "делу кабелей", в ответ на что их бывший начальник, лидер "Свободных демократов" Ираклий Алсания пообещал устроить массовые уличные протестные акции.

""Свободные демократы" начинают масштабные акции протеста против Иванишвили и угрожают сменой власти. Первая акция пройдет в субботу перед генеральной прокуратурой, на которую, как не удивительно, собирается идти и часть еще не покинувших большинство республиканцев. Сможет ли Ираклий Аласания собрать на акции внушительное количество людей, станет ясно в субботу. По прогнозам политологов, сделать это будет трудно, но они говорят, что решение прокуратуры не оставило Аласания другого пути и начало акций протеста является для партии делом чести. Вчера суд вынес обвинительный приговор по так называемому "делу кабелей" и приговорил 5 сотрудников Минобороны к 7 годам лишения свободы за растрату 4 млн лари. Их арестовали прямо в зале суда. Сразу после объявления приговора в зале поднялся шум. Судья смог объявить приговор лишь в отношении одного обвиняемого, после чего началась потасовка и оскорбления", - сообщает  "Резонанси" в статье, вышедшей 17 мая.
"Для справки, 5 сотрудников Минобороны задержали 28 октября 2014 года. Сначала им избрали предварительное заключение, а через 8 месяцев после задержания они освободились под поручительство. Часть сотрудников восстановила в должности министр обороны Тина Хидашели. Именно из-за этого дела в 2014 году Ираклий Аласания покинул пост министра обороны и вместе со своей командой перебрался в оппозицию. Аласания назвал приговор "местью" со стороны Иванишвили и призвал общество поддержать его для завершения "режима". "Я обещаю Иванишвили, что это решение будет тем, что положит конец его власти. Нужно завершить этот режим, который использует прокуратуру в качестве рычага давления. Эти 5 человек взяты Бидзиной Иванишвили в заложники для политического давления", - заявил Аласания. Позднее в офисе партии прошел специальный брифинг, на котором было объявлено, что партия переходит в режим чрезвычайного действия, но не свернет с пути выборов и "сменит власть, покорную неформальному правителю, на октябрьских выборах", - отмечает издание.

Опрошенный газетой аналитик Сосо Цинцадзе отметил, что в данном случае можно говорить о том, что при расследовании этого дела и во время судебного процесса по нему правоохранительные органы допустили ряд ошибок, приведших к его политизации. При этом он усомнился в способности Ираклия Аласания воспользоваться сложившейся ситуацией.

"Мне трудно давать правовую оценку так называемому "делу кабелей", но я могу сказать, что сами власти и правоохранительные органы на первом же этапе допустили фатальные ошибки, что привело к политизации вопроса. Ошибка заключается в том, что при обсуждении дела без наличия доказательств прокуратура потребовала ареста чиновников минобороны. На мой взгляд, это было неправильным решением", - сказал он.

"Вокруг дела имеется много безответных вопросов. Если эти люди хотели получить какую-то личную выгоду, то они бы не смогли растратить такую сумму без помощи других. Значит, следует предположить, что из этого дела выгоду хотели получить и вышестоящие лица. Получается, что это дело не расследовано до конца, потому что не видно главного фигуранта дела. Такие резкие действия и закрытие суда по нерасследованному делу я считаю неправильным. Думаю, что Аласания имеет право на акции и воспользуется этим правом. Но я скептически отношусь к намерениям превратить все это в системные и масштабные акции. Правда, он надеется на своих сторонников, но они не любят уличные акции, потому что это люди, большей частью сидящие у телевизоров, которые не поддерживают проведение митингов. Любителей акций больше у "Национального движения", "Альянса патриотов Грузии" и других партий", - добавил Цинцадзе.

Грузинское правосудие привлекло внимание прессы не только в связи с этим процессом, но и из-за ряда проблем этой сфере, в частности, тяжелой ситуации, сложившейся в столичных судах.

"Положение катастрофическое - так оценивают юристы и адвокаты ситуацию в судах, где на рассмотрение дел уходят годы. Иногда процесс длится столько, что стороны даже теряют интерес, не говоря уже о многочисленных издержках, которые они терпят из-за затянувшегося правосудия. Примечательно, что подобная ситуация в основном касается гражданских и административных исков. В уголовных делах сроки строго ограничены, поэтому дела не тянутся так долго. Юристы и представители суда объясняют это малочисленностью судей и инфраструктурными неполадками. Как стало известно "Резонанси", в тбилисском городском суде, где в коллегию гражданских дел входит около 30 судей, на одного судью приходится по 400-500 дел", - пишет газета. 

"Ознакомиться с материалами стольких дел и назначить заседания физически невозможно, поэтому поступившие в 2013-2014 годах иски все еще ждут начала рассмотрения. Юрист, адвокат Амиран Гигуашвили называет проблему очень важной и говорит, что человек должен иметь право на максимально быстрое и эффективное рассмотрение его иска или претензии. А нынешняя ситуация, по его словам, это исключает", - отмечает издание.

"В общем, это системная проблема. Высший совет юстиции и парламент должны сделать все, чтобы увеличить количество судей и изменить закон так, чтобы устранить возможности искусственного затягивания процесса. Это жизненно важно для того, чтобы в стране было чувство справедливости. Эта проблема беспокоит не только граждан, но и судей. Можно однозначно заявить, что сегодня в суде, особенно по гражданским и административным делам, не работает принцип быстрого и эффективного правосудия", - цитирует его "Резонанси".

Наконец, еще одним сюжетом, привлекшим к себе внимание грузинских СМИ, стала состоявшаяся 15 мая встреча министров обороны Азербайджана, Грузии и Турции Закира Гасанова, Тины Хидашели и Исмета Йылмаза в Габале, что дало повод обсудить развитие сотрудничества между этими странами в военной сфере.

"Альтернатива вступления в НАТО - так оценивают политологи инициативу укрепления военного сотрудничества между Грузией, Азербайджаном и Турцией и проведения учений в рамках этого сотрудничества. Они не исключают, что начатое в целях защиты энергобезопасности сотрудничество в будущем перерастет в военный альянс, целью которого будет защита от российской агрессии. Все это, на их взгляд, диктуется официальным Брюсселем и руководством НАТО. В беседе с "Резонанси" политологи говорят, что альянс пытается заботиться о партнерских странах: они не могут принять Грузию, но позволяют ей позаботиться о себе и сотрудничать с членами альянса, тем самым повышая обороноспособность страны", - пишет "Резонанси".

"Информация о том, что Грузия, Азербайджан и Турция могут провести совместные учения, в последние дни активно распространяется не только в этих странах, но и в России и Армении. Министр обороны Грузии Тина Хидашели приняла участие в трехстороннем министериале. Министр обороны Азербайджана Закир Гасанов, выступая на пресс-конференции по итогам встречи с главами оборонных ведомств Турции и Грузии, заявил, что для повышения боеспособности вооруженных сил трех стран Грузия, Азербайджан и Турция посчитали целесообразным проведение трехсторонних совместных учений. Министры отметили необходимость укрепления сотрудничества в сфере военного образования, кибербезопасности, охране нефтегазовых трубопроводов. Для обеспечения реализации этого плана стороны подпишут меморандум о сотрудничестве в сфере обороны, что, по словам Гасанова, позволит перевести трехстороннее сотрудничество на новый этап", - сообщает газета.

"Военный аналитик Вахтанг Маисая в первую очередь отмечает, что речь не идет о военном альянсе, потому что альянс является объединением под эгидой коллективной обороны, главной идеей которого является отражение военной агрессии общего врага. У этого объединения, по словам Маисая, таких идей нет. Оно направлено на два аспекта - кибербезопасность и энергобезопасность. Просто такие асимметричные угрозы, по словам специалиста, требуют использование и военного компонента", - говорится в статье.
 

17625 просмотров