В России уже несколько лет на самых разных уровнях готовятся к празднованию 2000-летнего юбилея Дербента. Город интересен не только своей долгой и насыщенной историей, но и небывалой полиэтничностью. Он не раз переходил из рук в руки завоевателей, и каждый эмир Дербента приводил с собой соплеменников – будь то русские, персы, арабы, тюрки, которые возводили здесь синагоги, церкви и мечети. Менялся этнический состав населения Дербента, на его базарах и улицах зазвучала многоязычная речь, рождалась своеобразная синтетическая культура. Сейчас Дербенте и вокруг него живут лезгины, табасаранцы, агульцы, рутульцы, цахуры даргинцы, лакцы, таты, русские и азербайджанцы, причем последних здесь по меньшей мере половина.
Вот Сабнова – большое азербайджанское селение, почти слившееся с Дербентом. Во время Великой Отечественной войны более пятидесяти мужчин были призваны отсюда в ряды Красной армии, многие остались на полях сражений. Многих из них страна наградила за боевые заслуги орденами и медалями. Из этого села вышло немало ученых и спортсменов. Например, самый титулованный тяжелоатлет Дагестана мастер спорта международного класса, заслуженный тренер России и Азербайджана, многократный чемпион Советского Союза, рекордсмен мира Авсет Авсетов. Первая женщина – руководитель большого хозяйства и глава администрации села Сабнова Ханум Гюльмагомедова, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы Назим Шихвердиев, доктор психологических наук Сулейман Шихвердиев.
Село Падар известно благодаря роднику на трассе «Кавказ». Дальнобойщики всегда останавливаются здесь, чтобы набрать воды. Тюркское племя падаров жило еще задолго до Кавказской Албании. Разрозненные племена падаров осели не только в Дагестане - говорят, в Азербайджане есть аж три села с названием Падар. Падарцы строго хранят свои обычаи и традиции. Например, женщина носит поднос с выпеченным хлебом на голове, и хотя выпечка в тандыре уже уходит в прошлое, многие в селе пекут хлеб именно в нем.
Вот станция Араблинская. Таких сел и в Дагестане, и в Азербайджане довольно много. В Араблинке живут 2300 человек и почти все семьи интернациональные. На этих землях межнациональные браки практически традиция – когда азербайджанка выходила замуж за лезгина, а лезгинка за азербайджанца, ни у кого не возникало вопросов - это веками было в порядке вещей. Возможно, отсюда и родилось понятие единая отчизна.
Вот Мамедкала. Название села связано с легендарными личностями в истории Кавказа - Фэтэли-хан и Тути бике. Именем Мамеда (по-дагестански – Магомеда) назвали это место в честь сына Кубинского хана. Поэтому в исторических хрониках поселение именуется «Хан Мамед кала» (Крепость хана Магомеда). 250 лет назад обосновались здесь люди, и живут дружной семьей азербайджанцы, табасаранцы, даргинцы, лезгины и лакцы. Они говорят, что здесь на перекрестке четырех дорог воплотились мечты местных жителей, исполнились их желания и чаяния. Тут тоже немало интернациональных семей. Как и в других селах Дагестана, смешанные браки здесь – дело обычное.
А вот село Джемикент. Здесь несколько лет назад в средней школе имени Гейдара Алиева открыли борцовский зал. В село приехала делегация - вице-президент Федерации борьбы Азербайджана (ФБА) Бабек Бабаев, вице-президент ФБА по вольной борьбе Магомед Алиомаров, вице-президент по греко-римской борьбе Эльчин Джафаров, главные тренеры сборных команд Сайпулла Абсаидов, Фарид Мансуров, борцы Виталий Рагимов, Махмуд Магомедов.
Это лишь несколько мест и эпизодов, свидетельствующих о том, что между лезгинами, талышами и азербайджанцами на самом деле нет никакой вражды, хотя такая версия активно подвигается в СМИ. Похожая ситуация и в Азербайджане, где живут северокавказские народы. После развала СССР азербайджанские власти предлагали ускоренное получение гражданства без отказа от гражданства России, и живущие в селе Урьян-Уба российские граждане воспользовались этим предложением. Точка в споре была поставлена в сентябре 2010 года, когда был подписан договор между Россией и Азербайджаном о государственной границе.
Но лезгины считали Азербайджан своей родиной и до этого. Ходят слухи, что азербайджанские лезгины отказывались идти служить в армию, поскольку их насильно отправляли воевать в Карабах. Однако в командном составе Минобороны Азербайджана немало лезгин. Сахиб Ширинов - доброволец азербайджанской армии - был одним из бойцов разведывательного отряда. Он окончил Институт иностранных языков и работал сельским учителем, но после начала войны в Карабахе присоединился к силам самообороны Ходжавендского района. «Во время боевых действий отличается и оценивается не национальная принадлежность, а мужской характер, храбрость, - говорит лезгин Ширинов. - Это война всех народов Азербайджана. Со мной воевали и талыши, и грузины, и русские. Причем, все были добровольцами. Ведь так не бывает, когда идет война, а воюют только граждане, представляющие одну нацию… Не знаю ни одного лезгина, который не приносил славу своей стране – Азербайджану... В Азербайджане уважение к лезгинам настолько сильно, что может позавидовать любой человек. Каждый сантиметр этой страны дорог нам. Карабахская война еще раз доказала мужество лезгин. Мужество – это не только отвага, но и верность, любовь к отчизне, непримиримость к предательству».
По словам Ширинова, командиром его войсковой части был майор Аскеров, офицер бывшей Советской Армии, тоже лезгин. В Азербайджане помнят о подвигах двух Героев Азербайджана, лезгин по национальности, Фахраддина Мусаева и Сергея Муртазалиева, которые, по сути, основали в стране боевую авиацию. До недавнего времени оборонное ведомство Азербайджана также возглавлял лезгин – Сафар Абиев.
После распада СССР в Азербайджане было восстановлено обучение на лезгинском языке. К 2010 году школ с лезгинским языком обучения было уже 126. Чтобы подготовить учителей для этих школ в Гусарском районе был открыт филиал Бакинского педагогического училища. Работу по развитию лезгинского языка и культуры в середины 1990-х координирует лезгинский национальный центр «Самур». Лезгинский ансамбль «Сувар» носит звание «Народного коллектива Азербайджана». С 1998 года в Кусары работает Государственный лезгинский драматический театр. Газеты "Самур", «Кусар», «Ени Самух» и журнал Чирагъ» печатаются на лезгинском языке. Лезгинскую культуру продвигают в массы композитор Эльза Ибрагимова, доктор искусствоведения Нуреддин Габибов, писательница и поэтесса Садагат Керимова, поэтесса Гульбес Аслаханова. Долгое время пост министра образования занимала Лидия Худат кызы Расулова.
Культурные связи Азербайджана и северокавказских республик РФ поддерживаются экономическими. Сейчас товарооборот межу Дагестаном и Азербайджаном составляет 231 млн долларов, причем доля Дагестана не превышает 21 млн, так что перспективы большие. Делегации азербайджанских предпринимателей частые гости на Северном Кавказе. Причем между Грозным и Баку осуществляются прямые авиарейсы самолетами компании "Вайнах-авиа". И Дагестан, и Чечня, и Ингушетия используют азербайджанский опыт в сферах сельского хозяйства и туризма. «В старой части Баку сохранилось много памятников древней архитектуры, к которым там относятся трепетно, - говорит глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров. - У нас есть задумка найти возможность отреставрировать старую крепость в селе Гамурзиево, обсудить с проектировщиками вопросы реконструкции старых и строительстве новых улочек, памятников, парков в каждом городе Ингушетии. Они могут стать со временем исторической достопримечательностью и характерной особенностью этих населенных пунктов».
Главы северокавказских республик поддерживают тесные личные отношения с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, а Рамазан Абдулатипов как-то в интервью «Вестнику Кавказа» назвал Гейдара Алиева своим политическим учителем, но очевидно, что самые прочные взаимовыгодные межнациональные отношения складываются тогда, когда они строятся «сверху» и «снизу» одновременно, когда в них задействованы общественные, гуманитарные, миротворческие организации и движения России и Азербайджана. Общество «Дагестан-Азербайджан» еще в декабре 2000 года призвало объявить российско-азербайджанскую государственную границу - зоной мира, политической и социальной стабильности и экономического процветания, в надежде, что пояс мира и спокойствия станет мостом для содействия геополитическим процессам на Кавказе.