Вестник Кавказа

Курс лекций по истории Азербайджана можно послушать в "Иностранке"

Курс лекций по истории Азербайджана можно послушать в "Иностранке"
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Несмотря на распад Советского Союза, жителей новых независимых государств продолжает объединять общее культурное пространство: история, литература, музыка и другие культурные ценности. Сохраняется немалый интерес к театру, к музеям, к книгам, издающимся в соседних странах. Так, для приезжающих в Москву любимыми делом остается выбор книг в столичных магазинах.

Очевидно, что сегодня существует общественный запрос на сохранение культурных достижений советского и досоветского времени, на дальнейшее взаимодействие и взаимообогащение культур. Не секрет, что подчас такая практика культурного взаимодействия опережает развитие политического и экономического сотрудничества и способствует развитию межгосударственных контактов в разных областях.

Отношения в сфере культуры и образования играют особую роль, давая возможность понимать друг друга, сохранять те духовные ценности, которые объединяют граждан постсоветских государств. Сегодня одним из актуальных трендов становится преподавание истории и языков народов соседних стран, когда специалисты вместе со слушателями на разных образовательных площадках перелистывают страницы истории, пытаются разобраться в событиях, которые привели к образованию тех или иных этносов (армянского, азербайджанского, грузинского, казахского, киргизского, узбекского…), ставших сегодня титульными в своих странах. Зная корни этих народов, их историю с древнейших времен, их традиции, обычаи, ценности, ход трансформации этносов в нации, можно достичь той глубины понимания процессов, которая необходима для ориентации в современном мире.

До начала 2000-х комплекс проблем, связанных с развитием исторических процессов на постсоветском пространстве не рассматривался в рамках системного подхода; не было целостной картины взаимоотношений и внутреннего развития стран, входивших в состав СССР. Однако постепенно начала прослеживаться тенденция к восстановлению общего научного и образовательного пространства между странами, входившими в состав СССР, что требовало специального обращения к истории, анализу общих и отличных тенденций в политическом, экономическом и культурном развитии.

Так, в 2004 году на историческом факультете МГУ им. Ломоносова была открыта кафедра истории стран ближнего зарубежья. В РГГУ на базе кафедры постсоветского зарубежья был создан целый Институт постсоветских и межрегиональных исследований, который стал одним из наиболее авторитетных учебных подразделений по подготовке специалистов по истории, внешней и внутренней политике, управлению, экономике и праву, культуре стран СНГ и Балтии (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония).

Инициаторами изучения истории Азербайджана в московских вузах выступили Ефим Иосфович Пивовар, Сергей Павлович Карпов, Алексей Викторович Власов, Исмаил Аловсат оглы Агакишиев.

Позже, в 2009 году в Московском государственном лингвистическом университете был создан Центр азербайджанского языка и культуры, где в работе со студентами используются современные образовательные технологии и инновационные методы обучения. В Центре есть библиотека учебных и методических пособий, произведений азербайджанских классиков и современных писателей в переводе на русский язык, книги по истории, культуре и искусству азербайджанского народа, а также многочисленные документальные, публицистические и художественные фильмы.

Однако и этого оказалось недостаточно. Не секрет, что во всех российских вузах обучается много азербайджанцев - как тех, которые родились и выросли в России и являются гражданами РФ, так и тех, которые приехали в РФ учиться из Азербайджана. Наиболее активные из них, стремясь глубже изучить свою историю, а также историю других народов, выразили пожелание прослушать курс лекций по истории Азербайджана.

Идею поддержали в Азербайджанском молодежном объединении России (АМОР), председателем которого является Лейла Алиева. Сейчас АМОР объединяет азербайджанскую молодежь и помогает ей интегрироваться в российское общество, чтобы достойно представлять свою родину. Среди целей объединения - сохранение азербайджанских национально-культурных ценностей, поддержка социальных, творческих, образовательных инициатив азербайджанской молодежи; создание условий для более полного включения азербайджанской молодежи в культурную жизнь российского общества; содействие укреплению дружбы, доверия и взаимопонимания между народами.

Обязанность воплотить идею студентов в реальность взял на себя ответственный секретарь АМОР, кандидат экономических наук Джейхун Гусейнов, который окончил МГИМО по специальности менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности, имеет большой опыт работы со студентами. 

В качестве площадки для лекций по истории Азербайджана был выбран Азербайджанский культурный центр Библиотеки иностранной литературы. "Иностранка" позиционирует себя как публичная библиотека широкого гуманитарного профиля, одновременно выполняющая миссию международного культурного центра, места встречи и живого общения представителей различных стран, народов, культур, языков и конфессий. Здесь также действуют Болгарский культурный институт, Ибероамериканский культурный центр, Нидерландский образовательный центр, Центр франко-российских исследований и др.

Директор Азербайджанского культурного центра в Москве Ниса Мустафаева

Лекции по истории Азербайджана будут читать преподаватели ведущих вузов Москвы – МГУ, МГИМО и Азербайджанской Республики, которые преподают ее в своих высших учебных заведениях.

Российское государство уделяет внимание изучению языков, истории и культуры своих соседей, что помогает сохранять прежние связи. Но этот процесс обоюдный. Выступая на пленарном сессии XVI Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба "Валдай" в Сочи президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил большие достижения в сфере образования: "В Азербайджане уже много лет действует филиал МГУ, а также филиал Московского первого медицинского университета. Во всех государственных вузах Азербайджана существуют отделения на русском языке. Всего 25 тыс. студентов в нашей стране обучаются на русском языке, 130 тыс. школьников также обучаются на русском языке в 338 школах с русским обучением".

Системность в развитии межкультурного диалога способствует сохранению моста, который связывает культурное пространство России и Азербайджана, сформировавшееся в конце XIX века, и сегодня одной из основных задач становится сохранение и передача накопленного опыта будущим поколениям.

На лекции по истории Азербайджана приглашаются все, кто с уважением относится к этой истории и искренне хочет изучить ее.

13115 просмотров