Вестник Кавказа

Этногенез гагаузского народа. (часть 2)

Продолжение. Начало см. Этногенез гагаузского народа (часть 1)

Этимология слова "гагауз". Ярким свидетельством того, что узы являются ядром гагаузского этноса, является и глоттоним "гагауз". Он состоит из двух частей "гага + уз. Вторая часть слова гагауз, несомненно, восходит к узам. На Балканах гагаузов включали в состав болгарского населения. Впервые понятие "гагауз" упоминается в работе П. Коеппен, которая называется "Jahrbuch de Dobrutscha – deuschen", St. Petersburg (1854). Глоттоним "гагауз" в первый раз появился в документах переписи населения царской России (1897 г.). После этого исследователи выдвинули различные, порой взаимоисключающие друг друга гипотезы об этимологии слова "гагауз". Их свыше двадцати.

Некоторые историки слово "гагауз" увязывают с именем правителя Анатолийского сельджукского государства Кейкавуса II (1238–1278 гг.). Но их утверждения основаны лишь на внешней схожести слов "кейкавус" и "гагауз". Во главе нескольких тысяч сельджуков Кейкавус находился в Добрудже менее десяти лет. За такое короткое время он никак не мог навязать свое имя многочисленным узам, значительно укрепившим свои общественно-политические позиции в Болгарии. Гагаузы не могли дать себе имя правителя сельджуков, принявших ислам еще на берегах реки Сырдарья. На Балканском полуострове значительная часть узов, являющихся ядром гагаузского этноса, оставалась язычниками. Среди них было и немало христиан. Принадлежавшие к разным родам одного и того же племени Огузов – сельджуки (род кынык) и узы (род кайы) – еще в Средней Азии они вели ожесточенную борьбу по вопросу принять ислам или не принимать. Узы в большинстве своем тогда выступали против этой религии.

Болгарский историк Г. Димитров утверждает, что первая часть слова "гагауз" (га или гага) восходит к санскриту. На этой разновидности языка индоевропейской языковой семьи га или гага означает "потомки, преемники, наследники". Литература, написанная на этом языке, оказала влияние на культуры народов Юго-Восточной и Центральной Азии. Однако полагать, что она могла оказать влияние на неграмотных тюркских кочевников, значит серьезно заблуждаться. В ту эпоху на них оказывала влияние устная исламская или христианская пропаганда, особенно первая. Добавим, что в словарном фонде тюркских языков почти нет (или единицы) санскритских слов. Есть множество и других точек зрения и толкований глоттонима "гагауз". В последние годы в историографии появились и другие ошибочные утверждения, связанные с предками гагаузов.

Не избежал их и профессор Д. Н. Танасогло, сделавший очень многое для развития культуры гагаузского народа. В его работе "Gagauzlarin istoriasi" (Кишинев, 2004) отмечается:

- "современные османские турки являются прошлыми сельджу – ками-огузами" (с. 20);

- "весь тюркский мир говорит на одном тюркско-огузском языке" (с. 21);

- "печенеги, кыпчаки (половцы, куманы) и узы не имеют никакого отношения к этногенезу гагаузского народа" (с. 23).

Так ли это? Первое. После распада Османской империи (1923 г.) нельзя использовать синтагму "современные османские турки". Древние предки османов и сельджуки, действительно, относились к племени огузов, поэтому их можно назвать выходцами из племени огузов. Но они принадлежали к разным ветвям и родам. Древние предки османов – выходцы из рода "кайы" (номер 1) ветви бозоклар, а сельджуки – из рода "кынык" (номер 12) ветви ючоклар. Но это еще не все. "Сельджуки" вышли на историческую арену более чем на три века раньше, чем османы. Последние стали известны лишь в конце XIII – начале XIV вв., когда глава небольшого семейного клана тюрков-тюркмен по имени Осман I в Сёгюте (Турция) создал небольшое княжество. Территорию Малой Азии (Анатолии), в конечном счете, завоевали не только сельджуки-огузы, но все 24 рода племени огузов, а также кыпчаки и некоторые другие тюркские этносы. Тому свидетельство – множество названий сел, рек и озер на территории современной Турции, имеющих отношение к этим родам.

Второе. Несерьезным является и утверждение о том, что весь тюркский мир говорит на одном "тюркско-огузском языке". На тюркско-огуз – ских языках, входящих в группу юго-западных тюркских языков (огузской или туркменской группы), разговаривают тюрки не всего мира, а только народы современной Турции, Азербайджана, Туркмении, Гагаузии, стран Балканского полуострова и азербайджанцы Ирана. К этой группе относится также и османский язык, использовавшийся в Османской империи до провозглашения Турции республикой (29 октября 1923 г.) и перехода (1 ноября 1928 г.) страны с арабского алфавита на латиницу. Комиссия ЮНЕСКО выделила 7 групп тюркских языков. Кроме огузской группы, наиболее крупными являются северо-западная (кыпчакская) и юго-восточная (чагатайская) или уйгурская группа ("AnaBritannica", cilt 21, s. 265). Чувашский и якутский языки, например, настолько отличаются от других тюркских языков, что комиссия ЮНЕСКО выделила их в самостоятельные группы. По одному языку в каждой группе.

На наш взгляд, в настоящее время лишь две научные точки зрения имеют основание быть рассмотренными всерьез. Сторонники первого направления утверждают, что слово гаг связано с арабским словом хак (dooruluk – право, правота, причитающееся, правильный, верный). Хак означает также "путь, указанный религией" (dinin izin ettii, gosterdii yol). Известный российский тюрколог Н. Баскаков впервые высказал предположение, что гагаузы (гаг+узы) и (хак+узы) – это понятие одного и тоже смысла ("Советская тюркология", 1983,4, Баку, с. 19). Автор считает, что хакогузы являются частью племени огузов. Известно, что термин тюркмен (не путать с названием народа Туркменистана) в историографии появился, когда некоторая часть тюрков начала принимать ислам. В политическом смысле термин ("tiirk" + "теп" или "manend") сначала означал "принявший ислам, похожий на тюрка". Он имеет собирательное значение и не относится только к одному из родов огузов или к одному из современных тюркских народов.

Действуя методом исторической аналогии, можно предположить, что та часть огузов, которая отказалась принять ислам, и стала называться "хакогузы", "хакузы". А по мере движения узов к Балканам шел процесс трансформации термина "хакогузы" в "гагаузы". В тюркских языках, как отмечалось, считается нормальным явлением трансформация звука "к" ("х") в звук "г". Например, kok oguz – gog oguz. Так слово хак перешло в гаг.

Вывод: Это научное направление имеет право на существование. Однако его окончательно утвердившимся нельзя считать. Почему? Кроме арабского слова хак, имеющего семь значений, в тюркские языки с персидского языка вошло слово hak со значением "земля, почва". Если за основу взять персидское слово, то предкам гагаузов, скорее всего, дал имя конкретный правитель узов (их родоначальник). Из этого вытекает, что во главе общины узов, которые обитали на какой-то конкретной территории, стоял Хака (Гага). Русский востоковед академик В. В. Радлов (автор многотомной серии "Образцы народной литературы тюркских племен", русский этнограф В. А. Мошков ("Наречия бессарабских гагаузов"), болгарский исследователь гагаузского происхождения Атанас Манов ("Gagauzlar") считают, что гага (гаг) является названием одного из кланов узов (родовых общин), которые были частью племени огузов. Первая часть слова гага или гага могла быть собственным именем главы родовой общины узов. В тюркских языках различные варианты гага или гаг известны.

Известно также и немало случаев, когда не только государства и народы носили имена своих правителей, но и села, долины, реки, крепости. Древние источники утверждают, что имя кыпчак сначала носил конкретный человек, а потом оно стало этнонимом тюркского племени "кыпчаков". Монгольское слово хунну (гунну) есть имя собственное. Под этим именем не одно столетие существовала Гуннская империя. Как отмечалось, в древнетюркском языке слово хунн означает "человек, народ". Ногайская орда получила название от эмира Ногая (правнука хана Джучи, старшего сына Чингисхана). Второго сына основателя и великого хана Монгольской империи Чингисхана звали Чага-Тай. Его именем был назван чагатайский язык. Один из эмиров Измира (Турция), выходец из рода чавулдур племени огузов, носил имя Чака. На севере Черного моря на территории Турции имеется озеро Чага. В этой же стране есть населенный пункт Чага (область Болу). И, наконец, напомним, что село Баймаклия (под Бендерами) расположено на реке Чага (Чака).

В современной Грузии сохранилось кыпчакское название крепости и долины Гаг. Со ссылкой на грузинские источники турецкий историк Фахреттин Кырзыоглу ("Kip^aklar", Ankara, 1992, s. 147) утверждает, что имя Гаг (Как) носил один из кыпчакских беков-полководцев – вождь общинного рода Гаглар. Тюркские племена имели "подразделения", каждое из которых называлось по имени предводителя, отмечают авторы двухтомного турецкого издания "История Османского государства, общества и цивилизации", изданного на русском языке (М., 2006, т. 1, с. 6).

Гаг или гага, скорее всего, есть имя правителя части узов (огузов) – какой-то родовой общины (aile, boy). Иначе говоря, узы подчинялись этому правителю или он являлся их родоначальником.

В этой связи уместно провести параллель с сельджуками и османами. Сельджуки были кланом рода кынык племени огузов, их родоначальником был человек по имени Сельджук. Османы восходят к роду кайы также племени огузов. Родоначальником династии османов и основателем государства был Осман Бей. Его имя Османская империя носила 624 года.

Вывод. Второе научное направление более правдоподобно, чем первое. В своей основе Гаг или Гага имеет имя конкретного человека. Некоторые исследователи допускают мысль, что в этногенезе гагаузов мог быть и элемент "гаджалов", небольшое количество которых еще встречается в районе Делиорман (Болгария). Делиорман в переводе с турецкого языка означает "дремучий лес". Есть свой Делиорман и в Румынии, где он называется Телеорман. В XII веке этот регион так назвал византийский историк Кедронос. В XI–XII вв. здесь обитали древние предки гагаузов – узы, печенеги и кыпчаки (половцы, куманы). "Гаджа – лами" назывались те печенеги, которые приняли ислам. Сомневаться не приходится, что в гаджалах имеется и узская и кыпчакская (куманская) кровь. Как христианство, так и ислам, принимали люди, обитавшие на определенной территории. А эти территории на Балканах были заселены разными тюркскими этносами, принимавшими или непринимавшими ту или иную религию в период совместной жизни.

Гаджал (каджал, хаджал), видимо, собственное имя или название клана части печенежского клана. Гаджалы-мусульмане говорят на языке, близком к гагаузскому языку, пишет польский ученый Ковальски ("Kuzey-Dogu Bulgaristan Turkleri ve Tiirk Dili"; Turk Dili ve Edebiyati Dergisi, 31 mart 1949, s. 492). Это вполне естественно. Древние предки гагаузов и гаджалов не только восходят к одному и тому же племени – Огузам, но у них и начало слов одно и то же: га. Ученые подчеркивают, что процесс принятия христианства древними предками гагаузов носил длительный и сложный характер. Причина тому – отсутствие у них до конца XII – начала XIII вв. социально-экономических и политических предпосылок для утверждения этой религии среди широкой массы тюркского населения. Печенеги, узы (ядро) и кыпчаки, как создатели гагаузского этноса, по всему маршруту их движения из Средней Азии до Балканского полуострова несколько столетий оставались кочевниками, постоянно вели междоусобные войны.

Окончание следует

36470 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября