Традиционный тбилисский рок-фестиваль Open air в нынешнем году украсил концерт легендарной британской группы Deep Purple, считающейся основателем и лучшим представителем целого направления рок-музыки - "тяжёлого рока".
"Пёрплы" выступили на центральном стадионе страны и, по всеобщему мнению, были в отличной форме. Снимать во время концерта запретили, поэтому оценить качество исполнения знаменитых хитов смогли только те, кто пришёл на стадион "Динамо". Многие простояли там почти весь день, поскольку британцы выступили в конце фестивальной программы, естественно, затмив всех других участников.
Концерт Deep Purple, - событие для Грузии весьма неожиданное и радостное. Особенно для поколения 70-х: эпохи хрипящих касcетников и огромных бобин. А уж пластинка Deep Purple, кажется, была одна на десять тысяч фанов. В середине того десятилетия её шли смотреть всем десятым классом, всем первым курсом. Брали в руки и рассматривали с сокровенным трепетом как реликвию. Кстати, по до сих пор непонятной для меня причине, пластинка Deep Purple, по крайней мере в Грузии, встречалась гораздо реже, чем диски Led Zeppelin или Rolling Stone. А ведь Deep Purple была гораздо популярнее, уступая в этом смысле разве что Beatles. Но Beatles это совершенно иной, ни с чем не сравнимый феномен – как первая любовь.
Визиту "пёрплов" предшествовал небывалый ажиотаж в социальных сетях. Не обошлось, конечно, и без свойственных блогерам громогласных обобщений. Например, один из них написал, что когда мы все "жили без воздуха в коммунистической тюрьме, именно Deep Purple разрушил мир Иосифа Кобзона". Не совсем корректно конечно, по отношению к бесспорно великому певцу Иосифу Давидовичу Кобзону. С тем же успехом автор мог написать, что Deep Purple "разрушили мир Фрэнка Синатры". Мне лично не приходилось встречать людей, одновременно любящих "пёрплов" и Синатру, зато знаю тех, кто с одинаковым удовольствием слушает Deep Purple и . . . . Баха.
Deep Purple пережили испытание временем. Их музыку не смогло заглушить ни одно "новое веяние" от приторно-сладких итальянских песенок начала 80-х и жестких панков. Есть в музыке этой группы что-то действительно классическое, непреходящее, абсолютно чистое и здоровое, мужественное, мощное, грозное, но в то же время доброе, незлобное – в отличии от некоторых последующих эпигонов.
Deep Purple, возможно, единственная из легендарных рок-групп, способная одинаково безупречно исполнять, как в студии, так и на сцене. Кроме того, классический состав Deep Purple весь состоял просто из гениальных исполнителей. У других легендарных коллективов были изъяны: Мик Джаггер не очень хорошо играл на гитаре, Ринго Стар был слабоват как ударник. А в Deep Purple, что не имя то виртуоз: потрясающий вокалист Ян Гиллан, непревзойдённые гитаристы Ричи Блэкмор и Роджер Гловер, гениальный клавишник Джон Лорд и конечно великий ударник Яен Пайс – поднявший этот, казалось бы, простенький инструмент до уровня высокого искусства.
Разумеется, в Тбилиси прилетели не все "классики" Deep Purple. В фестивале участвовали лишь Гилан и Пайс. В аэропорту их ждала огромная толпа поклонников. И, что удивительно, среди них был особенно много молодых людей студенческого возраста. А ведь они выросли на совершенно другой музыке и при иных исполнителях, имена которых просто не хочется называть в данном контексте. Однако, как оказалось, многие представители нынешнего поколения понимают красоту и суть истинной рок-музыки и уважают классиков жанра. "Когда мы были молодыми, творили от сердца, поэтому наша музыка переживёт нас" - сказал Гилан на пресс-конференции в Тбилиси.
Михаил Саакашвили не был бы собой, если бы упустил такую возможность "пропиариться". Он пригласил "пёрплов" вместе с супругами на обед в престижном ресторане, а бывший министр по защите окружающей среды, сам в прошлом музыкант, автор песни "крутой Миша", Гога Хачидзе опубликовал фотографии на фейсбук.
К счастью, истинное искусство неувядаемо, что полностью подтвердилось на самом концерте. Музыканты на время вернули нас в незабвенную эпоху конца 70-х, когда в наших маленьких комнатах, обитых фотографиями кумиров, гремел Fireball, перекрывая вопли бабушек "ради всего святого сделать потише эту ужасную чертовщину".