Вестник Кавказа

Чувства верующих

Алексей Балашов
На днях в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий уголовное наказание вплоть до 5 лет лишения свободны за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Штрафы за эти деяния предполагается увеличить в 100 раз. В частности, за публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, а также оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан предлагается ввести наказание в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей, обязательных работ на срок до 200 часов, или лишения свободы на срок до 3 лет. За осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, а равно повреждение и (или) разрушение таких предметов (мест) преступник может быть оштрафован на сумму от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, наказан обязательными работами на срок до 400 часов или лишением свободы на срок до 5 лет.

Представители ведущих конфессий уже высказали свое одобрение этой инициативе. Так, священник Максим Козлов выразил удовлетворение тем, что отныне данные преступления не будут вынуждены "судить по каким-то косвенным статьям - хулиганство или еще какие-то, а чтобы вещи названы были своими именами. Что мне видится самым существенным в этой законодательной инициативе - то, чтобы в нашем российском законе было бы отчетливо понятно, что белое - это белое, а черное - это черное". Позднее аналогичную позицию высказали представители Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России и Совета муфтиев России.

Отметим, что по данным ВЦИОМа, более 80% россиян поддерживают ужесточение наказания за оскорбление чувств верующих. Среди них, конечно, в большинстве своем консерваторы (из них 87% сторонники "Единой России" и 85% старше 45 лет). Интереснее то, что 73% не слышали о случаях подобного оскорбления в последнее время (либо не считают их таковыми – прим. автора), что говорит об изначальном императиве людей и о малом влиянии пропагандистских кампаний с обеих сторон конфликта.

Практически одновременно на заседании Совета безопасности ООН в Нью-Йорке председатель ЛАГ Набиль аль-Араби назвал оскорбление религии "серьезной угрозой для международного мира и безопасности", напомнив о недавних волнениях в мусульманском мире из-за антиисламского фильма "Невинность мусульман". "Пока мы не признаем, что подобные действия не могут быть оправданы, это будет лишь игрой с огнем. Мы предупреждаем, что оскорбление религиозных чувств и символов веры – это реальная угроза безопасности во всем мире", – заявил Аль-Араби, добавив, что он не видит связи между свободой слова и действиями, направленными на оскорбление веры. При этом глава ЛАГ осудил насилие, последовавшее за этим фильмом, но подчеркнул, что, если бы законы о богохульстве были бы приняты, повторения подобного можно было бы избежать.

Таким образом, законопроект об ответственности за "оскорбление чувств верующих" приобретает более глобальную перспективу, выносится на международный уровень. В свете событий с печально знаменитыми Pussy Riot, модой на спиливание крестов и других актов вандализма в отношении Церкви в России, карикатур и глупых и похабных фильмов о пророке Мухаммеде, вопрос удержания агрессии свободы слова встал очень остро. Не терпящая никаких ограничений и запретов, не признающая никаких аксиом, кроме собственной правоты либеральная доктрина свободы слова давно наступала на религию и верующих, но еще никогда ее эпигоны не были столь беспардонны и уверенны в собственном праве творить в чужом доме что угодно, ради "возможности выразиться". Однако все больше и больше вовлекая Церковь в подобные правовые отношения, общество, будучи секулярным, секуляризует уже саму веру.

Достаточно вспомнить, что в Германии законодательно закреплен церковный налог, но лишь для причисляющих себя к общине верующих. Сам по себе пример не вопиющий, если бы недавно католическая церковь в Германии не добилась в судебном порядке права отказать гражданину в участии в таинствах в случае его отказа платить церковный налог. Таким образом, если раньше от церкви отлучали за смертные грехи и нарушение заповедей божиих, то сегодня неуплата налога также стала страшным грехом, совершитель которого признается недостойным участвовать в службах, не может крестить детей и не имеет возможности причаститься, а значит, и покаяться, и получить отпущение грехов. Закон признает атеизм равноправной с любой конфессией мировоззренческой системой, а значит, следуя логике, за оскорбление атеистических убеждений также должно полагаться наказание. Поиск золотой середины и соблюдение меры в вопросах веры и чувств очень затруднено, а споры о соблюдении баланса между правами верующих и свободой слова, думается, никогда не утихнут.

Более странным и настораживающим кажется то, что большие штрафы и суровое наказание полагаются (и представители разных конфессий повторяют эти слова) за "оскорбление чувств" верующих, но не за оскорбление Святых книг, божества. Во времена Святой инквизиции пыткам и жестоким казням подвергались оскорбляющие имя божье. И надругавшийся над библией обвинялся в богохульстве, т.е. хуле на бога, но не в "оскорблении чувств" людей, простых смертных. Сент-Экзюпери писал: "Истинную любовь я узнаю по невозможности быть обиженным". Но современное гуманистическое общество слишком человекоцентрично, его мало интересует божество и объект своего поклонения (будь то господь или либерализм и свобода). Оскорбление своих чувств в религии недопустимо и должно быть наказано. Конфликт защитников свободны слова и верующих продолжается. В России с принятием внесенного законопроекта он, конечно, тоже исчерпан не будет. Есть надежда, что он защитит религиозные и культурные ценности от вандализма и разграбления, надругательства. Что же касается нематериальных вещей, таких, как свобода слова и религиозные чувства, то здесь закон проблемы не решит и, пожалуй, решить не может. Воспитание детей не только в духе терпимости, но и в атмосфере созидания, т.е. совершенствования себя, а не разрушении чужого, обязательно принесет свои плоды.
12070 просмотров