Политолог Никита Мендкович на полях презентации международного исследования "Понятия "экстремизм" и "радикализм" в восприятии молодежи прикаспийского региона" рассказал об угрозе роста террористических ячеек в Центрально-Азиатском и Каспийском регионах.
"В настоящий момент мы сталкиваемся с новой волной террористической угрозы. После ликвидации основных сил ИГИЛ (запрещена в РФ) и других террористических организаций на территории Ближнего Востока происходит миграция активных боевиков, а также попытки экспорта идеологии и инфраструктуры террористических организаций в другие регионы. В первую очередь это Афганистан и Центральная Азия. В Афганистане идет напряженное вооруженное противостояние, там очень слаба центральная власти, там слабы позиции международной коалиции, поэтому для экстремистов, для террористов есть возможность развернуться. Кроме того, Афганистан активно используется как плацдарм для экспорта идеологии, для экспорта своего влияния на территорию Центральной Азии. Здесь террористы прибегают к самым разным методам - от классической вербовки молодежи с целью понудить их выехать в горячие точки для участия в боевых действиях, либо для создания спящих ячеек на территории региона, причем даже не с точки зрения совершения в будущем терактов, а с целью создания долгосрочной криминальной инфраструктуры. Не секрет, что ИГИЛ, Аль-Каида (запрещена в РФ), Хизб ут-Тахрир (запрещена в РФ) попытаются создать сети криминально-террористического толка, чтобы получить доходы от контрабанды наркотиков из Афганистана через Центральную Азию в Россию и Европу", - заявил Мендкович.
По его словам, подобные криминально-террористические ячеки уже встречались в Киргизии и Таджикистане. Есть примеры распространения экстремистской идеологии через тюрьмы, через криминальное сообщество. "Ситуация в Казахстане несколько менее прозрачна, менее изучена. То есть известно, что число террористов, бывших и действующих, пытавшихся въехать в страну в последние два года, уже превысило показатель 200 человек. Пока спецслужбы с этим справляются, но к региону Каспия продолжают проявлять интерес экстремисты с точки зрения транзитных путей для контрабанды. Молодежь находится в зоне риска, поэтому естественно нужно изучать характер угроз и выработать пути противодействия им".
Никита Мендкович призвал обращать внимание на активность экстремистских организаций, которые до недавнего времени считались мертвыми: "Я имею в виду не только ИГИЛ, но и Аль-Каиду, базы которой в последнее время размещаются в северном Афганистане вблизи таджикской границы, и Хизб ут-Тахрир, которая пытается восстановить свои позиции в Казахстане, в том числе используя в качестве плацдарма, как ни странно, Украину, где эта организация не запрещена, что позволяет ей довольно активно действовать и именно с Украины вести агитационную и вербовочную работу в соцсетях с жителями Казахстана. Кроме того, продолжают действовать другие экстремистские организации - Исламское движение Туркестана (запрещено в РФ), Исламская партия Восточного Туркестана (запрещена в РФ), которая пытается вербовать казахских граждан уйгурского происхождения, и ряд других террористических группировок. Несмотря на определенные успехи в Сирии, несмотря на сокращение финансового и человеческого потенциала террористов, угроза не уничтожена. Они пытаются зализать раны, восстановиться, восполнить свои потери путем вербовки молодежи. В числе их основных целей - Центральная Азия и страны Каспийского региона".