Продолжение. Начало см. "Армения. Конституция одного человека -1"
Одним из центральных направлений внутриполитической жизни Армении стали инициированные властью конституционные изменения. Процесс обсуждения конституционных реформ начался год назад. Согласно планируемым изменениям, Армения должна трансформироваться из президентской в парламентско-президентскую республику, где политику будет определять не президент, а премьер-министр, полномочия которого планируется расширить. По сведениям некоторых СМИ и оппозиционных политиков, Серж Саргсян планирует стать премьером, по другой информации, которая в последнее время стала доминирующей, президент намерен стать спикером и параллельно с этим он продолжит руководить РПА.
Между тем, в предвыборных программах президента в 2008-ом, а также в 2013 году нет ни одного слова о том, что он планирует провести какие-либо конституционные изменения. По мнению некоторых экспертов, неожиданный разворот в сторону конституционной реформы объясняется приближением окончания президентского срока в 2018 году. Серж Саргсян осознает необходимость решения вопросов, связанных с его политическим будущим. Оппозиция, а также ряд наблюдателей уверены в том, что грядущие изменения являются главным оружием для пролонгации власти Саргсяна, ведь по действующей Конституции одно и то же лицо не имеет права занимать пост президента более двух сроков подряд.
"Серж Саргсян хочет пойти на очередную авантюру в отношении Армении, пытаясь воплотить в жизнь конституционные изменения. Цель очевидна - воспроизвести свою власть в статусе "генерального секретаря" Республиканской партии",- считает обозреватель издания "Zham.am" Карен Акопджанян, называющей изменения "Конституцией одного человека".
"Конституционные поправки - блеф, при помощи которых Серж Саргсян пытается прикрыть свое намерение удержать власть",- считает секретарь фракции "АНК" Арам Манукян. По его мнению, если Саргсян до следующих выборов не осуществит конституционные реформы, то это приведет к развалу его команды. Некоторые эксперты полагают, что конституционные реформы, могут стать сдерживающим фактором для возможных центробежных процессов в лагере власти в преддверии окончания президентского срока Саргсяна.
Однако в вопросе реализации реформ существует два проблемных момента. Первый непосредственно связан с окружением президента. План Сержа Саргсяна по пролонгации своей власти является неконкретным и невнятным для представителей криминально-олигархической системы. Возможно, для последних был бы намного понятнее проект "политический наследник", использованный в свое время президентом Робертом Кочаряном, политическим наследником которого, как известно, являлся нынешний президент. Первый президент Левон Тер-Петросян назвал попытку пролонгации власти Саргсяна с помощью конституционных изменений роковой ошибкой, демонстрирующей оторванность главы государства от реальности.
Второе обстоятельство связанно с необходимыми ресурсами для реализации выбранного президентом сложного проекта, который, как уже было сказано, является не вполне понятным для его окружения.
Так, прежде чем провести эти поправки на референдуме, Саргсяну необходимо провести пакет конституционных изменений в Национальном Собрании (НС). Однако у президента нет для этого необходимых 2/3 голосов, или больше 80 голосов из 131 депутата. Сегодня разница в соотношении голосов фракции "РПА" (70 депутатов) и неподконтрольных власти сил в парламенте является минимальной, что станет серьезным препятствием для реализации инициированного властью проекта.