В августе в Абхазии отмечают два события: одно эпохальное для республики – признание ее независимости Россией, другое менее значимое, но важное – годовщина избрания на пост президента Рауля Хаджимбы. В одном из семи святилищ Абхазии – Лых-ныха – шесть верховных жрецов провели древний обряд Аныхуара. Как сообщает Апсныпресс со ссылкой на верховного жреца святилища Сергея Шакрыла, жрецы дали обет жертвоприношения во время последних выборов президента в августе прошлого года. «Когда выбирали главу государства, в народе были разногласия, мы, жрецы, дали обет, что кого бы ни избрали, проведем Аныхуара. Сегодня, исполняя обет, просим Бога, чтобы наш народ был един. Рауль Джумкович, поздравляем вас, будьте всегда со своим народом. Пусть удача сопутствует вам в ваших делах. Пусть у нас никогда не будет бед», – сказал жрец, совершая обряд. Перед обрядом в храме Успения пресвятой Богородицы в Лыхны отец Виссарион Аплиаа отслужил литургию. «Сегодня день Пантелеймона-целителя. Мы совершили божественную литургию о том, чтобы весь наш народ безболезненно, без печали жил благочестивой жизнью. Есть такая традиция, которая сохранилась еще с древних времен», – сказал иерей.
Древние абхазские обряды и христианская культура в Абхазии взаимосвязаны и почитаются большинством этнических абхазов. На обряде моления присутствовали глава государства, члены правительства, депутаты абхазского парламента. Им, действительно, сейчас не помешала бы помощь высших сил.
По данным Ъ, в этом году Россия практически перестала оказывать помощь Абхазии в рамках программы содействия социально-экономическому развитию республики. "На начало августа из запланированных в рамках инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Абхазии на 2015 год 3,7 млрд рублей по факту профинансировано 127 млн рублей", — сообщили в Министерстве экономики Абхазии.
Между тем Абхазия уже начала из собственных денег погашать государственный кредит в 2 млрд рублей, взятый на реконструкцию железной дороги в 2010 году. По словам абхазских властей, экономическим обоснованием для кредита была необходимость восстановления железной дороги для поставок инертных материалов в Россию.
Как заявил на днях Рауль Хаджимба, «мы говорили на встрече с президентом России по вопросу железнодорожного кредита, выплата по которому уже производится в течение двух лет. Сейчас мы заплатили порядка 25 млн рублей по процентной ставке и буквально ближайшее время заплатим определенную часть по телу кредита. Тем не менее мы ставим вопрос списания или реструктуризации этого кредита, и на встрече с президентом России было достигнуто понимание этого вопроса».
Интересно, что участок железной дороги от города Очамчира до реки Ингури на абхазо-грузинской границе после грузино-абхазского конфликта не функционировал. Сейчас в разминировании и расчистке этого участка Абхазии помогают российские военные. Как заявил Sputnik директор "Абхазской железной дороги" Гурам Губаз, число военнослужащих, задействованных в расчистке дороги, держится в тайне: «Мы не хотим, чтобы поднялся ажиотаж, а грузины подняли шум. Мы не знаем, будет ли возобновлено транзитное сообщение между Россией и Грузией через Абхазию. Это не от нас зависит».
По словам посла Грузии в Азербайджане Теймураза Шарашенидзе, вопрос восстановления железнодорожного сообщения между Россией и Грузией через территорию Абхазии не обсуждался в грузинском правительстве. По его мнению, помимо экономической составляющей, этот вопрос имеет еще и политическую подоплеку, а для Грузии вопрос открытия именно этой железной дороги равноценен угрозе сохранения территориальной целостности.
В Москве тоже с большой осторожностью комментируют перспективы открытия дороги. Между тем, и проблемы двусторонних российско-абхазских отношений вызывают широкий резонанс в Сухуми. Сегодня одним из самых актуальных вопросов для абхазского общества стало соглашение об Информационно-координационном центре органов внутренних дел. Создание центра вытекает из Договора между о союзничестве и стратегическом партнерстве, но люди в Сухуми выходят на митинги, опасаясь, что речь может идти о слиянии министерств двух стран, что приведет к ущемлению суверенитета Абхазии.
Однако, по словам Рауля Хаджимбы, вокруг этой темы много спекуляций: «Что подвигло людей к ажиотажу вокруг этого вопроса? Да, были вопросы по тем проектам, которые мы получили. Они касались штатного расписания, вопросов оперативно-розыскной деятельности, и абхазская сторона открыто заявила о своем видении. Но люди продолжают обсуждать то, что уже не актуально. Речь идет о координации деятельности между структурами МВД Абхазии и МВД России, об оказании помощи по розыску лиц, о возможности координации этой деятельности, о создании соответствующих условий по борьбе с киберпреступностью. У нас сегодня есть, что защищать. Это компьютерные программы, установленные в Национальном банке, это программы наших сотовых операторов. Если мы хотим жить в нормальном, цивилизованном обществе, эта координация должна иметь место. Межгосударственная организация идентична тому же Интерполу, но все вопросы, которые касаются деятельности этой структуры на нашей территории, не будут выходить за рамки Конституции Республики Абхазия. Первое лицо будет представителем, по нашему предложению, МВД Абхазии, и оно должно действовать в рамках нашей Конституции».