Вестник Кавказа

Создание религиозных политических партий

Сразу после новогодних праздников глава синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин «забросил» в интернет идею о возможности создания в России православной (христианской) партии, повлекшую неоднозначные оценки. Тем не менее через неделю Чаплин продолжил дискуссию на эту тему уже в рамках конференции на тему "Возможно ли в России появление религиозных политических партий?"

По словам самого Чаплина, в 1990-е были попытки – и весьма успешные – создания православных политических организаций. Однако тогда между этими организациями существовала некая разобщенность и даже вражда. Потом вышел закон, ограничивающий создание политических партий по религиозному принципу. Тем не менее в других странах существует множество примеров политических сил, идеология которых основывается на христианской морали, хотя они и не всегда называются «христианскими» или «христианско-демократическими». Что касается возможности существования таких партий в России, его Чаплин оставил открытым. По его словам, существуют две основные группы верующих, которые, скорее всего, попытаются создать политические партии, ориентированные на христианскую мораль: одна из них более консервативная, ориентированная исключительно на православные, другая объединяет в себе либерально настроенных православных, протестантов и католиков. По мнению Чаплина, следует подумать над организацией христианских групп в рамках уже существующих партий, в том числе и представленных в Думе. Несмотря на разобщенность в среде христианских активистов и независимо от того, будут или нет созданы христианские партии или христианские группы внутри уже существующих партий, отец Чаплин надеется, что в отечественной политике в большей степени, чем раньше, утвердятся христианские нравственные ценности.

По словам председателя Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновия Когана, когда приходит свобода, пробуждается справедливость. Когда зарождается гражданское общество, всегда возникает несметное множество политических течений и партий самого разнообразного толка, в том числе и антирелигиозных и националистических. Коган высказал надежду, что нравственное начало будет для всех краеугольным камнем. У представителей традиционных религий есть позитивный опыт общения в рамках Межрелигиозного Совета России в сфере организации социальных и миротворческих проектов не только на территории России, но и во всем СНГ. По мнению Когана, в условиях, когда множество новых политических партий вступит в борьбу «всех против всех», само существование российской государственной системы может оказаться под угрозой, и именно поэтому необходима партия, стоящая за мирный диалог и государственное единство. Такую партию, которая бы представляла интересы всех конфессиональных и этнических групп России, не создавая отчуждения между ними, Коган предложил назвать «Межрелигиозный и межэтнический диалог». 

Заместитель председателя Совета муфтиев России Фарид Асадуллин, отметил, что на данный момент создание любых партий на чисто религиозной или этнической основе будет носить провокативный характер. «Сегодня крайне важно налаживать межрелигиозный и межнациональный диалог, и поэтому к разговорам о создании сегодня партий на религиозной основе я отношусь несерьезно. Я считаю, что теоретически об этом можно рассуждать, но закон о создании политических партий на данный момент четко и ясно запрещает создание подобных партий», - подчеркнул Асадуллин. Безусловно, Конституция РФ признает религиозное и идеологическое многообразие, но важно вспомнить дореволюционный опыт и опыт 1990-х, когда религиозные партии создавались - тогда они были маргинальными и сейчас голос этих официально не зарегистрированных организаций почти не слышен.

Однако, как отметил лидер Российского христианского демократического движения Виктор Аксючиц, сейчас для России христианская партия не только необходима, она уже де факто существует. В 1990 году в качестве партии было зарегистрировано «Российское христианское движение», которое прошло в парламент и повлияло на принятие многих законопроектов - о свободе вероисповедания, об учреждении Комитета по свободе совести. Еще в Советском Союзе по инициативе этой партии была проведена реформа в отношениях между государством и церковью, распущен Совет о делам религии, отменена политика «государственного атеизма». «Именно с этого началось религиозное возрождение в нашей стране, причем не только для православной церкви, но для всех конфессий», - сказал Аксючиц. Однако после событий 1993 года эту партию прекратили финансировать, а затем и, по сути, запретили. Однако Христианское демократическое движение продолжает существовать неформально. По словам лидера движения, оно не конфессионально и объединяет людей по мировоззренческому принципу. Именно поэтому партия не будет работать на разобщение по религиозному принципу, наоборот, поможет наладить межконфессиональный диалог. Так, партия уже составила документ «10 требований к новому президенту», который «выражает интересы всего народа РФ, а не только христиан». По словам Аксючица, как церковь у нас в стране конституционно отделена от государства, так и христианская политическая партия должна быть независима от церкви, однако партия будет поддерживать инициативы православной церкви, так как именно она является культуро-образующим и даже цивилизационно-образующим элементом в России.

Заместитель председателя христианского движения «Благородная Россия» Сергей Мезенцев, сказал, что сам термин «христианская демократия» для российской политики должен быть снят, так как возник он в совсем другой, преимущественно католической среде. Более того, Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, поэтому создание чисто православных или чисто мусульманских партий в конечном счете может привести к развалу страны. Мезенцев предложил создать религиозную партию на более широкой основе – на основе 10 заповедей, которые признают все традиционные для России конфессии и даже неверующие люди, так как 10 заповедей, по сути, являются нравственной основой нашей современной цивилизации. 
26010 просмотров