В канун 1943 года ночью враг обрушил на наши боевые порядки ураганный минометный и артиллерийский огонь. На фоне черного неба по всей цепи вершин вздымались огненные фонтаны взрывов и отблески их кровавым светом отражались на снегу. Один залп сменялся другим. Ночь превратилась в кромешный ад.
Такая неожиданная ярость врага была просто непонятна. Над этим и ломали головы командир полка, начальник штаба, замполит и офицеры штаба полка.
- Что думает начальник штаба? - спросил Титов. - Это артподготовка перед атакой?
- Чем черт не шутит, когда бог спит.
- Я думаю, что это генерал Ланц решил хлопнуть дверью перед уходом, - заключил командир полка.
Особого ущерба полк не понес, так как ночная стрельба велась беспорядочно.
Находившийся в разведке помначштаба полка, старший лейтенант Орехов доносил: "У подножья Марухского перевала противник не обнаружен. На южных склонах Марухского перевала замечено движение групп и отдельных солдат на север, в направлении Зеленчукской. Разведку продолжаю".
Вскоре всем полкам 394-й дивизии приказано было форсированным маршем прибыть в Сухуми, чтобы развивать наступление по Черноморскому побережью...
Медленно по топким заснеженным тропам уходили солдаты с перевалов. Спускаться было не легче, чем подниматься пять месяцев тому назад. Те же тропы, пролегающие над обрывами и пропастью, но сейчас они обледенели и припорошены снегом. Более ста километров трудного пути, а на плечах надо нести пулеметы и минометы, имущество и боеприпасы, винтовки и продовольствие. Но не эта тяжесть мучила бойцов - к трудностям они уже привыкли. Тяжко было на сердце оттого, что они навечно оставляли на перевалах - под снежными обвалами, в щелях ледников, под камнем и в диких ущельях - тысячи своих боевых друзей, которые отдали свои жизни за то, чтобы борьба продолжалась, чтобы оставшиеся в живых гнали и били врага до тех пор, пока ни одного чужеземца, пришедшего к нам с мечом, не останется на родной земле.
И когда спустились в долины, в каждом абхазском селе - Чхалте, Цебельде, Захаровне - местные жители восторженно, со слезами радости, с подарками встречали дорогих защитников Кавказа.
С ледника в Сухуми
Владимир Гнеушев, Андрей Попутько, «Тайна Марухского ледника»
18565 просмотров