Казахстан упустил проект строительства НПЗ в Джейхане, об этом казахстанскому корреспонденту ВК на условиях анонимности заявил высокопоставленный казахстанский нефтяник, занимавшейся ранее разработкой проекта по участию АО НК «КазМунайГаз» (КМГ) в строительстве НПЗ в турецком порту Джейхан. «К сожалению, мы порой упускаем то, что могло бы принести в будущем большую выгоду», - посетовал собеседник.
Напомним, что на прошлой неделе Россия и Турция договорились о совместном строительстве нефтеперерабатывающего завода в турецком порту Джейхан. «Мало кто сегодня помнит, что четыре года назад планы по строительству НПЗ в Джейхане вынашивал и Казахстан. Наша республика была в числе первых, решивших реализовать этот проект. Специалисты «КазмунайГаз» в то время вели переговоры с потенциальными партнерами», – напомнил казахстанский нефтяник. Четыре года назад, джейханский проект стал активно продвигаться казахстанской стороной. Был создан консорциум, в который вошли "КазМунайГаз", индийская компания Oil India, турецкая Calik Enerji, а чуть позже к ним присоединилась итальянская Eni. Однако в 2008 году проект был приостановлен.
«Да, мы приостановили свои планы по Джейхану по двум причинам», - заявил ВК управляющий директор «КазМунайГаз» по нефтепереработке и маркетингу нефти Данир Тиесов. По его словам, на то было две причины. «Первая - смена стратегии в отечественной нефтепереработке. Прежде чем выходить на внешние рынки, нужно навести порядок со своими заводами внутри самой республики, решить вопрос их реконструкции и модернизации. Вторая причина «заморозки» - в высокой стоимости проекта. Там речь идет о многих миллиардах долларах США. Нацкомпания сегодня при ограниченных ресурсах не может выходить с такими амбициозными проектами. А российские компании, видимо, могут себе это позволить», - резюмировал Тиесов.
По его словам, Казахстан рассматривал этот проект, как один из возможных путей своего развития. "Никаких обязывающих документов мы не подписывали. Компания изучала конъюнктуру и возможные маршруты казахстанской нефти с целью создания на конечном пункте добавленную стоимость, и обезопасить себя от резкого колебания цены на нефть", - отметил управляющий директор.
По данным специалистов АО НК КМГ, занимавшихся проектом, планируемый НПЗ в Джейхане обещает стать крупным узлом на Средиземноморье по доставке нефти и узловой точкой нескольких мегапроектов. По их мнению, в Джейхане «складывается самая выгодная экономика».
Во-первых, удачное месторасположение порта Джейхан. Сейчас нефть туда оставляется по трубопроводу «Баку - Тбилиси – Джейхан» (БТД), проектная мощность которого 50 млн тонн в год. В планах правительства Турции - строительство еще одного трубопровода «Самсун – Джейхан» проектной мощностью 60–70 млн тонн нефти в год. Кроме того, не исключено, что в скором времени сюда будет нести нефть и трубопровод из Ирана «Киркук – Джейхан» мощностью которого 70 млн тонн в год. В перспективе в районе порта Джейхан сойдутся три серьезных артерии, которые в совокупности будут доставлять сюда до 170 млн тонн нефти. Это больше, чем в крупнейшем порту мира Роттердаме, который принимает сегодня около 150 млн тонн черного золота.
Во-вторых, порт Джейхан расположен в очень благодатном для такого бизнеса месте. Здесь всегда солнечно и безветренно.
В-третьих, специалисты КМГ отмечают наличие здесь перспективного рынка сбыта. Это, в первую очередь, сама Турция, где отмечен дефицит нефтеперерабатывающих мощностей. Сегодня ее потребности в нефтепродуктах составляют 32 млн тонн. В будущем же здесь должно концентрироваться до 177 млн тонн нефти в год, и не иметь там НПЗ было бы неразумно.
Казахстан упустил проект строительства НПЗ в Джейхане
Кульпаш Конырова, Астана
22115 просмотров