Вестник Кавказа

В Турции надеются, что Байден, строя с ней отношения, будет равняться на Россию

"Сабах"

После того как Джо Байден принес присягу в качестве 46-го президента Соединенных Штатов, в Анкаре задаются вопросом, как изменятся турецко-американские отношения. Турецкая "Сабах" в статье Turkey and the United States: So-called strategic partners? пишет, что отношения между США и Турцией прошли через множество испытаний.

Одним из них было решение Вашингтона в 1974 году ввести санкции против Анкары в связи с турецким вторжением на Кипр, однако зачастую такие трудности оставались незамеченными из-за значительного неравенства сил между Турцией и США, готовности Анкары подчиняться американским интересам, а также стремления Турции присоединиться к западному блоку. Словом, несмотря на определенные проблемы, турецко-американские отношения можно охарактеризовать как стратегическое партнерство. При этом Турция сильно зависела от Соединенных Штатов. Напряженность, возникшая при администрации барака Обамы, сохранялась и на протяжении всего срока пребывания Трампа у власти.

Сейчас мир изменился кардинально: холодная война, серьезно ограничивавшая политические возможности Турции, закончилась три десятилетия назад; концепция однополярного мира, которую США пытались реализовать, рухнула в течение последних 10 лет.

По мере того, как мир движется в сторону многополярного глобального порядка, Турция начала проводить независимую внешнюю политику, стремясь воспользоваться открывающимися возможностями. Однако Соединенные Штаты это не устраивает. Это фундаментальное разногласие и стало основной для напряженности в нынешних отношениях.

Остальные причины, будь то связи Турции с Россией, комплексы противовоздушной обороны С-400 или истребители F-35, уже не так важны. Между странами также существуют разногласия по поводу борьбы Турции с террористической организацией PKK и YPG, ее крылом в Ираке и Сирии. Для преодоления всех этих проблем, две страны должны сначала согласовать характер своих отношений.

Так как это будет работать? Соединенные Штаты должны смириться с тем, что мир становится многополярным, а также признать, что Турция обладает социальным, экономическим, политическим и военным потенциалом для принятия собственных независимых политических решений. Кроме того, Вашингтону следует примириться с тем фактом, что у Турции, как и у США, есть своя национальная стратегия. Она сосредоточена на защите своих интересов и интересов своих союзников на Ближнем Востоке, Южном Кавказе, в Северной Африке, Восточном Средиземноморье и на Балканах. В случае необходимости турки готовы прибегнуть к более агрессивной тактике для достижения своих целей.

Чтобы двусторонние отношения при Байдене вышли из нынешнего конфликтного состояния, Турции и Соединенным Штатам следует выработать совместную стратегию, в которой их интересы не противоречат друг другу. Но судя по первым сигналам из Вашингтона, американцы пока не осознали новое положение Турции на международной арене.

Недавно кандидат Байдена на пост госсекретаря США Энтони Блинкен назвал Турцию "так называемым стратегическим партнером" Соединенных Штатов, ситуацию, в которой Турция действует сообща с Россией, недопустимой.

Турция и Россия сотрудничают по таким стратегическим вопросам, как противовоздушная оборона и атомная энергетика, но расходятся во мнениях по нескольким направлениям, включая Ливию, Идлиб и отчасти Нагорный Карабах. Несмотря на разногласия, президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган разработали стратегический подход, способствующий более тесному сотрудничеству по тем вопросам, по которым достигнуто согласие. Отношения Анкары с Москвой - не просто союз, а партнерство на равных для достижения целей, представляющих взаимный интерес. Текущее состояние турецко-российских отношений может послужить для администрации Байдена примером того, как стоит сегодня взаимодействовать с турками.

15425 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября