Вестник Кавказа

Украина ломает переговорный формат по Донбассу

Михаил Симонов
Украина ломает переговорный формат по Донбассу

Сразу несколько высокопоставленных представителя Киева выступили с заявлениями по ситуации в Донбассе и переговорному формату урегулирования. Заявления идут вразрез с достигнутыми договоренностями в ходе переговоров в начале июля в Берлине, в которых участвовали советники глав государств «нормандской четверки». Вследствие этого Россия заподозрила Украину в желании изменить переговорный формат и опять потянуть время.

Участвовавший в берлинских переговорах замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак заявил, что если в ближайшие дни позицию Киева не уточнит президент Украины Владимир Зеленский, то Москва вправе считать, что украинская сторона выходит из Минских соглашений, и, как следствие, из Нормандского формата переговоров по урегулированию конфликта на Донбассе.

В аналогичном духе прозвучала оценка министра иностранных дел России Сергея Лаврова. По его мнению, Киев по сути отказался от берлинских договоренностей. Министр пояснил, что в столице Германии были достигнуты важные соглашения, касающиеся обмена пленными, безопасности, согласования текстов приказов конфликтующими сторонами - Киевом, ДНР и ЛНР. И едва ли не главное – Украина обязалась представить свой вариант законодательных поправок для придания ЛНР и ДНР особого статуса в соответствии с Минскими соглашениями. Однако, сказал Лавров, последующие заявления украинской стороны говорят о том, что она не хочет выполнять соглашения, достигнутые в Берлине.

Сыр-бор разгорелся из-за статьи вице-премьера Украины Алексея Резникова, опубликованной исследовательским центром Atlantic Council (США). В ней собственно и было сказано о необходимости изменить нынешний Минский процесс, как нерезультативный. Масла в огонь подлили некоторые украинские СМИ, объявившие, что в Берлине Россия потребовала от Украины конституционные изменения, касающиеся особого статуса донбасских самопровозглашенных республик. Похоже, дело не обошлось без банального слива. Но от этого не легче, тем более, что Алексей Резников в своей статье подверг сомнению все, что только можно, «договорившись» до того, что Минские соглашения Киев вынужден был подписать под дулом пистолета, и эти соглашения не отражают ситуацию на востоке Украины, а потому и не являются выполнимыми в плане разрешения конфликта. Помимо этого, Резников выступил с еще одним острым заявлением, отметив, что цель Украины – возврат территорий, которые сегодня «временно оккупированы».

Между строк, конечно, читается – раз Киев ставит такую цель, а неподконтрольные территории называет «оккупированными», то, резонно предположить, что он не склонен конструктивно рассматривать вопросы об особом статусе самопровозглашенных донбасских республик. Да в общем-то и в самой статье Резникова содержится прямой призыв к западным партнерам пересмотреть формат переговоров и адаптировать его к новым геополитическим реалиям, а не цепляться догматически за то, что было написано несколько лет назад и что ничего не дало в продвижении урегулирования в практической плоскости. И хотя в тексте содержится оговорка, что несмотря ни на что Киев готов продолжать работу в Минском процессе, у российской стороны полно оснований засомневаться в искренности такого подхода и потребовать конкретных уточнений у высшего политического руководства Украины. Что и было сделано.

Президент Владимир Зеленский опроверг это. Но под несколько иным углом. В частности, он заявил, что Украина  является независимым государством, а потому требовать внутриполитических решений никто не вправе. Зеленский может, конечно, так думать, но история полна обратных примеров. Неубедительным, похоже, оказалось и заявление руководителя президентского офиса Андрея Ермака, участвовавшего в переговорах в Берлине. Ермак, в частности, заявил, что никто ничего от Украины не требовал, но при этом признал, что переговоры были очень сложными. Не вдаваясь в нюансы сложностей, Андрей Ермак подытожил: Украину поддержали Германия и Франция. Впрочем, в чем конкретно заключается поддержка, он также не уточнил.

И все-таки из дальнейших пояснений и полуслов украинских чиновников стало понятно, что в Берлине речь о статусе ДНР и ЛНР все-таки шла. Но не в конституционном русле, а о законопроекте об особом порядке местного самоуправления в неподконтрольных Киеву районах. Собственно, такой закон есть. Еще с 2014 года. Но ДНР и ЛНР его и не рассматривают, «обиженные» тем, что он был принят Верховной радой без согласования с  руководством республик. Тем более, что он так или иначе предусматривает в конечном счете ликвидацию ДНР и ЛНР в нынешнем виде, пусть и с наделением в будущем местных властей широчайшими полномочиями.

Сегодня в Киеве поговаривают о готовности учитывать интересы самопровозглашенных республик больше, чем когда-либо. В частности, тот же Андрей Ермак отметил, что в новый законопроект можно было бы заложить «формулу Штайнмайера», или пакетно рассмотреть вопросы проведения выборов в органы местной власти, расширения их полномочий, прекращения огня, вывода войск, передачи контроля границы с РФ Украине. Однако представить реализацию подобного пакета, да еще в сжатые сроки, очень трудно. Да еще и при разных подходах к проблеме: Киев считает, что ее можно и нужно решать прямым диалогом с Москвой, а Москва рекомендует Киеву договариваться с Донецком и Луганском и продолжает настаивать на поэтапном выполнении Минских соглашений.

18410 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ